Картотека игровых образовательных ситуаций с куклой Инной
Тематический цикл
«Водичка, водичка»
(для воспитанников
второй младшей группы)
Картотека разработана в дополнение к существующему методическому обеспечению, используемому в работе по приобщению воспитанников к здоровому образу жизни. С помощью карточек воспитатель создаёт условия для активного накопления детьми представлений о здоровьесберегающем и безопасном поведении, организует наблюдение за тем, как надо умываться и мыть руки, вытирать их насухо полотенцем, вовлекает детей в простейшую поисковую деятельность.
Карточки составлялись на основе методического пособия «Кукла Инна» (УМК ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ»). Кукла Инна является главным персонажем сюжетов, описанных в карточках. Она вводит детей в процесс игр-экспериментирований с определенным предметом на основе заданного сюжета. Суть игр заключается в практиковании, закреплении КГН и КГУ. Также кукла вовлекает детей в мир путешествий, где они совершают «прогулки» в мир вещей, предметов, манипулируют с ними, разрешают проблемные игровые ситуации, создаваемые куклой Инной.
Цель:
Создание условий для приобщения детей к здоровому образу жизни посредством игровых ситуаций с куклой Инной.
Задачи:
- обогащать представления воспитанников о процессах умывания, одевания, купания, еды;
- знакомить детей с атрибутами и основными действиями, сопровождающими их в процессе игры;
- совершенствовать умения правильно совершать процессы умывания, мытья рук при незначительном участии взрослого в игровых ситуациях;
- поддерживать положительное настроение ребёнка на выполнение элементарных гигиенических процессов, его радость от самостоятельных и совместных действий и их результатов (чистые руки, хорошее настроение, красивая ходьба, убранные игрушки в группе, одежда сложена аккуратно, «Я – молодец!»);
- развивать интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения.
Для закрепления гигиенических навыков, приобретённых в ходе игр, рекомендуется привлекать родителей воспитанников. Педагог предлагает родителям приобщать детей к ЗОЖ в домашних условиях. Дома ребёнок должен повторять процесс умывания посредством игры с водой и мылом («Мыльная пена», «Мыльные пузыри»), осваивать микропроцесс «мыльные перчатки», мыть руки самостоятельно с минимальной помощью со стороны взрослых. Родители должны приветствовать стремление детей включаться в гигиенический процесс, желание вымыть руки, если они испачкались, поощрять детскую умелость, развивать элементарный самоконтроль.
Игра-экспериментирование «Прозрачная вода»
Задачи: познакомить воспитанников со свойствами воды (прозрачная, без запаха, льётся); закреплять умение использовать в воду в разных ситуациях.
Материалы: кукла Инна, две прозрачные банки (крепкий чай и вода), предметные картинки, таз с водой, маленькие ковшики и стаканчики для детей.
Ход игры:
Воспитатель проводит игру с помощью куклы Инны.
Воспитатель: Дети, сегодня к нам в гости пришла кукла Инна.
Кукла Инна: Ребята, я пришла не одна, а с моей подругой Капелькой. Кто знает, кто такая Капелька? Где она живет?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Инна, ребята говорят, что Капелька – это водичка, и живет она в кране, в реке, в море.
Кукла Инна: Правильно. Давайте поиграем в игру «Узнай и назови». Я покажу вам картинки, а вы узнаете, что на них изображено (показывает картинку через банку с водой). Что нарисовано на картинке?
Дети: Ответы детей.
Кукла Инна: Верно, а что вы видите сейчас? (показывает картинку через банку с чаем).
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Правильно ребята, сквозь чай мы плохо видим картинку, а через воду она видна хорошо. Что это значит? Какого цвета вода?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Верно, вода прозрачная. А сейчас подходите к столу и берите стаканчики. Наполните свои стаканчики водой из общей ёмкости.
Дети ковшиками наливают воду в свои стаканчики.
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем Инне, что мы делаем?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, наливаем воду из одной ёмкости в другую. Что делает водичка?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Послушайте, как она льётся. Какой слышим звук?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: А теперь понюхайте воду. Какой у неё запах?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Верно, вода не имеет запаха. А теперь расскажите Инне, что вы узнали о воде.
Дети рассказывают всё, что узнали о воде.
Кукла Инна: Молодцы, ребята, теперь вы знаете, какая водичка. Вы должны подружиться с ней, и с её помощью соблюдать правила здорового образа жизни.
Игра-экспериментирование «Чистящая вода»
Задачи: дать детям представление о том, что вода смывает грязь; формировать у них навык мыть руки водой через практикование и экспериментирование с водой.
Материалы: кукла Инна, широкая прозрачная миска с водой, две салфетки: чистая и грязная, безопасная краска для нанесения на детские ладони.
Ход игры:
Воспитатель проводит игру с помощью куклы Инны. Кукла сидит с грязными ладонями.
Воспитатель: Дети, посмотрите, какое красивое у Инны платье. Но почему у тебя такие грязные руки?
Кукла Инна: Я гуляла и нечаянно испачкалась.
Воспитатель: Ребята, давайте поможем Инне снова стать чистой. Что для этого нужно сделать?
Дети: Ответы детей.
Кукла Инна: Правильно, давайте возьмем таз с чистой водой и помоем Инне руки.
Дети моют кукле руки.
Воспитатель: Какие чистые руки, а что теперь мы должны сделать?
Дети: Ответы детей.
Кукла Инна: Верно, ребята, вытрите мне руки, пожалуйста.
Воспитатель даёт детям чистую и грязную салфетки.
Воспитатель: Дети, вытрите одну руку чистой салфеткой, а другую – грязной. Что мы видим?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Да, одна рука чистая, а другая – грязная. А почему?
Дети: Ответы детей.
Кукла Инна: Конечно, вы должны были обе мои руки вытирать чистыми салфетками. А теперь проведите этот эксперимент с вашими ладошками.
Дети мажут ладошки краской и опускают в таз с водой, наблюдая, что происходит с краской в воде.
Воспитатель: Что сделала водичка?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, вода смыла грязь и теперь нам не страшны никакие микробы. А теперь расскажите Инне, почему нужно мыть руки.
Дети высказывают своё мнение.
Кукла Инна: Молодцы, ребята, теперь вы знаете, что водичка помогает нам соблюдать правила здорового образа жизни.
Игра-экспериментирование «Мокрые рукава»
Задачи: показать детям на примере необходимость закатывать рукава перед мытьем рук и вытирать их насухо полотенцем; формировать умение (навык) мыть руки водой и правильно вытирать их полотенцем через практикование и экспериментирование.
Материалы: кукла Инна, маленькое полотенце, прозрачная миска с водой.
Ход игры:
Игра проводится в уголке для кукол. Педагог обращает внимание на куклу Инну (рукава у неё мокрые).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая наша Инна сегодня красивая.
Педагог передает детям куклу, чтобы дети её рассмотрели.
Предполагается, что один из детей заметит, что рукава у платья Инны мокрые.
Дети: У Инны мокрые рукава.
Воспитатель: Что же случилось, Инна?
Кукла Инна: Утром я умывалась и намочила рукава.
Воспитатель: Как же так получилось, покажи ребятам.
Педагог при помощи таза с водой и куклы Инны моделирует ситуацию, когда дети видят,
что рукава становятся мокрыми, если их не закатывать.
Воспитатель: Дети, кто покажет Инне, как нужно правильно мыть руки?
Дети: Ответы детей.
Несколько воспитанников показывают кукле, как правильно мыть руки.
Кукла Инна: Я поняла, прежде, чем умываться и мыть руки, нужно закатить рукава.
Воспитатель: Но не только нужно правильно мыть руки, но и вытирать их нужно правильно. Сейчас пойдем в умывальную комнату, и я покажу вам, как это делать правильно.
В умывальной комнате педагог демонстрирует, как правильно нужно раскрывать полотенце, вытирать ладошки и каждый пальчик. Акцент делается на то, что если полотенце висит на крючке, то его неудобно раскрывать.
Дети экспериментируют со своими полотенцами, которые висят в ячейках в умывальной комнате.
Кукла Инна: Молодцы, ребята, у вас хорошо получается. Я хочу сказать вам, что очень неудобно и вредно для здоровья ходить с мокрыми рукавами.
Воспитатель: А чтобы мы не забывали, как правильно нужно мыть руки, давайте повесим на стену правила мытья рук. Где лучше нам расположить картинку?
Дети с помощью педагога располагают алгоритм на стене (в умывальной комнате над умывальниками).
Кукла Инна: Теперь мы не забудем, как нужно правильно мыть и вытирать руки и лицо.
Игра-экспериментирование «Какой формы мыло»
Задачи: расширить представление детей о мыле, его полезных свойствах; учить детей мыть руки с мылом через практикование и экспериментирование.
Материалы: кукла Инна, кусочки мыла разной формы, тазик с водой.
Ход игры:
Педагог обращает внимание детей на куклу Инну. Рядом с ней лежит коробочка – подарок в яркой упаковке.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, рядом с нашей Инной что-то лежит.
Дети: Инна, что в этой коробочке, и откуда она у тебя?
Кукла Инна: Этот подарок мне прислала подруга Капелька. Но что в коробке, я не знаю. Давайте вместе посмотрим.
Дети разворачивают подарок и достают несколько кусков мыла разной формы.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, для чего Капелька прислала Инне мыло?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Давайте рассмотрим куски мыла. Какие они?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Такими их делают на фабриках. Но когда человек намыливает руки, он может изменить форму мыла. Давайте проверим это.
Дети мылят руки мылом в тазу с водой и делают вывод, что форма мыла изменилась.
Кукла Инна: Я заметила, что не все намыливали руки правильно.
Воспитатель: Давайте я вам покажу, как это делать правильно. Вы посмотрите, а Инна скажет правильно или нет.
Педагог показывает процесс правильного намыливания рук (ладони и каждый пальчик).
Воспитатель: А теперь мы пойдём в умывальную комнату и повторим то, что я вам показала.
В умывальной комнате дети повторяют процесс правильного намыливания рук.
Кукла Инна поддерживает их, подсказывает, хвалит.
Вернувшись в групповую комнату, педагог с детьми рассматривает воду в тазике.
Кукла Инна: Вода загрязнилась, а что это значит?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, мыло вместе с водой очищает руки от грязи и микробов.
Кукла Инна: Теперь вы знаете, что мыло и вода служат человеку для сохранения здоровья.
Игровая образовательная ситуация «Водичка, водичка, умой моё личико»
Задачи: вызвать у детей положительный настрой, желание включаться в процессы умывания; учить правильно выполнять процесс умывания и узнавать предметы, необходимые для его осуществления.
Материалы: кукла Инна, сюжетная картинка с изображением процесса умывания, предметные картинки с изображением предметов, необходимых для умывания (мыло, мыльница, полотенце на вешалке).
Ход игры:
Ситуация организуется индивидуально, кукла Инна предлагает ребёнку рассмотреть сюжетную картинку.
Кукла Инна: Как ты думаешь, кто здесь нарисован?
Ребёнок: Ответ ребёнка.
Воспитатель: Как зовут мальчика (девочку)? Что он (она) делает?
Ребёнок: Ответ ребёнка.
Воспитатель: Как ты догадался?
Ребёнок: Ответ ребёнка.
Кукла Инна: Я сейчас прочту стихотворение А. Кузнецова, про ребёнка с картины.
Я сегодня утром рано
Умывался из-под крана!
Я и сам теперь умею
Вымыть личико и шею.
Воспитатель: Тебе нравится мальчик (девочка)?
Ребёнок: Ответ ребёнка.
Воспитатель: А ты умеешь сам (сама) умываться?
Ребёнок: Ответ ребёнка.
Кукла Инна: Молодец, чистота – залог здоровья. Чистюли болеют реже.
Варианты усложнения ситуации.
Ситуацию можно усложнить, если уровень развития ребёнка выше среднего и ему не интересна стандартная ситуация. Усложнения может быть в заданиях: разложить картинки в последовательности действий (включить воду – кран; намочить и намылить руки мылом – сделать мыльные перчатки; отжать воду с рук – замочек; вытереть руки – полотенце).
Можно создать ситуацию, когда кукла Инна ничего не умеет и её нужно научить.
Игровая образовательная ситуация «Мыльные перчатки»
Задачи: научить ребёнка тщательно мыть руки, правильно намыливать и смывать грязь; помочь заметить рост своих достижений, ощутить радость от чистоты своего тела; активизировать словарь за счёт слов: мыло, мыльница, намыливать, мыльные, пена, смывать.
Материалы: кукла Инна, умывальная комната.
Ход игры:
Ситуация организуется индивидуально, или подгруппами после продуктивного вида деятельности – рисования красками, аппликации, лепки, конструирования из бумаги с использованием клея. Воспитатель вносит куклу Инну, которая обращает внимание на руки детей.
Кукла Инна: Ой, какие у тебя грязные ручки, как запачкались. Что ты делал?
Ребёнок: Ответ ребёнка.
Воспитатель: Пойдем в умывальную комнату мыть руки.
Включается вода, кукла Инна читает стихотворение.
Кукла Инна: Знаем, знаем, да, да, да,
Где тут прячется вода!
Выходи, водица,
Мы пришли умыться!
Лейся на ладошку по-нем-нож-ку…
Нет, не понемножку – посмелей,
Будем умываться веселей!
Воспитатель: Чем мы руки моем?
Ребёнок: Ответ ребёнка.
Воспитатель: Правильно, надо обязательно мыть с мылом. Возьми мыло. Где оно лежит?
Ребёнок: Ответ ребёнка.
Воспитатель: Теперь положи на ладошку, прикрой другой ладошкой. Намыливай, вот так (показывает).
Кукла Инна: Не бойся, ничего страшного, если уронишь, мы его поймаем не дадим убежать.
Воспитатель: Хорошо намылил. Что нужно теперь сделать с мылом?
Ребёнок: Положить обратно в мыльницу.
Кукла Инна: А давай сделаем «мыльные перчатки». Знаешь, как их делать?
Воспитатель: Давай я тебе покажу как. Хорошенько, хорошенько потри ладошки, каждый пальчик, чтобы стало много пены, чтобы она покрыла руки, как перчатки. Давай вместе потрём. Вот какие замечательные перчатки получились. Молодец! А теперь покажи кукле Инне, ты умеешь смывать «перчатки».
Кукла Инна: Ой, посмотри, вода с твоих ручек идёт грязная, значит, вся грязь и микробы ушли с рук вместе с мылом и водой. Теперь вытри руки полотенцем. Пойдём, расскажешь ребятам, как ты научился делать «мыльные перчатки».
Игровая образовательная ситуация «Научим куклу Инну мыть руки»
Задачи: обучать детей процессу мытья рук, включающему выполнение цепочки действий от подготовки (закатать рукава, включить воду) до получения результата (чистые сухие руки, полотенце висит на своем месте); способствовать осознанию важности мытья рук по мере их загрязнения; обучать умению активно участвовать в разрешении проблемно-игровой ситуации совместно со сверстниками, используя речевые средства.
Материалы: кукла Инна, руки которой испачканы черной тушью (тушь на водяной основе, легко смывается под струей воды и не портит игрушку); оборудование умывальной комнаты.
Ход игры:
Образовательную ситуацию целесообразно конструировать во второй половине дня, когда дети заняты свободной деятельностью. Игра проводится с небольшой подгруппой детей (3-4 человека).
Педагог вносит игровой персонаж куклу Инну с грязными руками, которая хочет подключиться к игре детей.
Воспитатель: Замарашка рук не мыла,
Месяц в баню не ходила.
Кукла Инна: А я не умею сама мыть руки.
Воспитатель: Дети, давайте научим Инну мыть руки, идём в умывальную комнату.
Воспитатель: Что нужно сначала сделать? (обращает внимание детей на длинные рукава куклы Инны)
Кукла Инна: Зачем это ещё?
Воспитатель: Дети, объясните кукле Инне, почему нужно закатывать рукава при мытье рук.
Дети: Ответы детей.
Затем дети показывают и объясняют кукле Инне, как открыть кран, чтобы побежала водичка
и какой должна быть струйка, чтобы брызги, не летели в разные стороны и не залили весь пол.
Воспитатель: Кто покажет кукле Инне, как намочить руки водой?
Один или два ребёнка по предложению воспитателя подставляют руки под струю воды.
Воспитатель: А теперь пусть это попробует сделать кукла Инна.
С рук куклы текут чёрные струйки.
Кукла Инна: Ой, какие грязные у меня руки, как на них много грязи и микробов. Ребята, а чем нужно мыть руки?
Дети: Ответы детей.
Кукла Инна: Вы всегда моете руки с мылом? А я знаю стихотворение Я. Акима о мыле.
Мыло душистое, белое, мылкое,
Мыло глядит на грязнулю с ухмылкой:
Ты бы, грязнуля, вспомнил про мыло,
Мыло тебя, наконец бы, отмыло!
Воспитатель: Покажите, ребята, кукле Инне, как намыливать руки.
Кукла Инна: Покажите мне ваши ладошки. Где же мыло, не вижу пены.
Воспитатель: Не спеши, Инна, сейчас ребята покажут, положат мыло на место в мыльницу и начнут хорошенько тереть ладошки, пальчики, чтобы стало много пены, чтобы она покрыла руки, как перчатки. Покажите, у кого уже получились мыльные перчатки. Молодцы, у всех прекрасные мыльные перчатки.
Кукла Инна: Что же делать дальше? Руки мокрые, вода капает…
Дети показывают и объясняют, как отжать воду с рук, сделав «замочек», вытереть их о полотенце.
Воспитатель: Молодцы, научили куклу Инну мыть руки. Пойдемте в группу и покажем ей наши новые книжки о здоровье.
Варианты усложнения ситуации.
Дидактические игры с картинками, предполагающие задания:
разложить их в последовательности действий (включить воду – кран; намочить и намылить руки – мыло; «мыльные перчатки»; отжать воду с рук – «замочек»; вытереть – полотенце).
Можно предложить детям помочь кукле Инне в выборе предмета (мыло, мыльница, полотенце). Осуществляется постепенный переход от контроля детской деятельности взрослым к совместной оценке взрослым и ребёнком деятельности сверстника.
Игра-экспериментирование «Госпожа Зубная щётка»
Задачи: расширить знание детей о назначении зубной щётки; воспитывать культурно-гигиенические навыки в ситуации практикования.
Материалы: зубная щётка (детская и взрослая), зубная паста (детская и взрослая), тазик с водой, кукла Инна.
Ход игры:
Педагог обращает внимание на куклу Инну, которая держит в руках зубные щётки.
Воспитатель: Инна, для чего тебе зубные щётки?
Кукла Инна: С помощью зубной щётки я соблюдаю чистоту полости рта.
Воспитатель: Хотите, мы вам расскажем, как? Давайте рассмотрим зубные щётки. Почему они разные?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Возьмите в руки щётку, потрите ею руки. Что вы чувствуете?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Верно, зубная щётка хорошо трёт, маленькие ворсинки попадают в щелочки между зубов и достают грязь. Зубки остаются чистыми, а значит - здоровыми. А откуда в зубах грязь? Как она скапливается во рту?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, во время еды частички пищи остаются во рту. Как часто надо чистить зубы? Что будет, если не чистить зубы совсем, или чистить их неправильно?
Дети: Ответы детей.
Педагог вносит в ситуацию разную зубную пасту
Кукла Инна: А что ещё помогает нам соблюдать чистоту полости рта?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, это зубная паста и вода. Давайте рассмотрим её, почему она разная?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Правильно одна разработана специально для детских молочных зубов, другая - для взрослых. А как нам помогает вода?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, пасту глотать нельзя, нужно прополоскать рот чистой водой.
Кукла Инна: Теперь, дети, вы знаете, что зубная щётка, паста и вода помогают сохранять здоровье.
Примерный список рекомендуемой литературы по тематическому блоку «Водичка, водичка»
(для воспитанников 2-й младшей группы)
М. Яснов «Мы с мылом»
Потешка «Теплою водою», «Солнце рано утречком»
И.Демьянов «Замарашка»
А.Кондратьев «Зеркало»
Р.Сеф «Мыло»
Э. Мошковская «Уши»
И. Токмакова «Гном»
Р.Куликова «Мыло»
К.И Чуковский «Мойдодыр»
Картотека игровых образовательных ситуаций
с куклой Инной
Тематический цикл
«Водичка, водичка»
(для воспитанников средней группы)
Методическое пособие «Кукла Инна» (УМК ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ») целесообразно использовать в приобщении к правилам здорового образа жизни и в средней группе. Привлечение куклы к игровым ситуациям позволяет педагогу значительно разнообразить сюжеты увлекательных и полезных игр. Например, конкурс «Чистый из чистых», «Мисс и Мистер Аккуратность», «Самый здоровый». Кроме того, кукла Инна может помочь детям изобразить алгоритмы гигиенических процедур, которые можно расположить на одной из стен игровой комнаты, придумать правила здоровья и необычно оформить их в кодекс здоровья группы.
Цель:
Создание условий для приобщения воспитанников к здоровому образу жизни посредством организации игровых ситуаций с куклой Инной.
Задачи:
- обогащать представления детей о процессах умывания, одевания, купания, еды, атрибутах и основных действиях, сопровождающих их в процессе игры;
- развивать интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения;
- совершенствовать умения правильно совершать процессы умывания, мытья рук при незначительном участии взрослого в игровых ситуациях;
- поддерживать положительное настроение ребёнка на выполнение элементарных гигиенических процессов, его радость от самостоятельных и совместных действий и их результатов (чистые руки, хорошее настроение, красивая ходьба, убранные игрушки в группе, одежда сложена аккуратно, «Я – молодец!»).
Игровая образовательная ситуация «Путешествие в стану Щёток»
Задачи: расширить представление воспитанников о разнообразии щёток; учить детей использовать разные щетки по назначению.
Материалы: кукла Инна, разные щётки (обувная, смётка, зубная, для расчесывания волос).
Ход игры:
Воспитатель проводит игру с помощью куклы Инны.
Воспитатель: Ребята, кукла Инна приглашает вас в гости к своей подруге, а к кому, вы узнаете, отгадав загадку:
Костяная спинка,
Жёсткая щетинка,
С мятной пастой дружит,
Нам усердно служит?
Дети: Ответы детей.
Кукла Инна: Правильно, это зубная щётка. Я приглашаю вас в страну Щёток, там живут разные щётки.
Детям демонстрируются картинки разного вида щёток и сами щётки.
Воспитатель: Посмотрите на них. Чем они отличаются?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, внешним видом, размером, назначением. Для чего они нужны?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Давайте посмотрим, для чего нужна каждая из щёток.
Воспитатель вместе с детьми производит соответствующие действия с каждой щёткой.
Кукла Инна: И все они живут в одной стране. А что общего у всех жителей этой страны?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Верно, ворсинки. А для чего нужны нам эти жители страны Щёток?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, щётки помогают нам поддерживать чистоту.
Кукла Инна: А давайте поиграем со щётками (берет одну из щёток и использует её не по назначению).
Дети замечают ошибку, делают замечание,
показывают, как нужно правильно использовать каждую из щёток.
Воспитатель: Ребята, давайте сочиним сказку про то, как щётки живут в своей стране.
Дети сочиняют общую сказку, которая потом оформляется в книгу с рисунками.
Игровая образовательная ситуация «Путешествие в город Предметов личной гигиены»
Задачи: обратить внимание детей на разнообразие предметов личной гигиены; расширить знания о необходимости их использования в повседневной жизни.
Материалы: кукла Инна, мыло, мочалка, зубная щётка, зубная паста, полотенце, расчёска, картинки с изображением этих предметов.
Ход игры:
Кукла Инна сидит в уголке и плачет, лицо и одежда у неё - грязные.
Воспитатель: Ах ты, Инночка, чумазая,
Где ты руки так измазала?
Чёрные ладошки,
На локтях – дорожки.
Кукла Инна: Я играла на улице и испачкалась.
Воспитатель: Ребята, что нужно сделать нашей кукле Инне?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, умыться и помыть руки. Давайте расскажем Инне, что ей поможет смыть грязь? Все эти вещи живут в городе Предметов личной гигиены. Сейчас мы отправимся в этот город, где живут вещи, которые необходимы нам, чтобы стать чистыми, опрятными, красивыми.
Дети приходят в уголок, где лежат предметы личной гигиены, картинки с изображением этих предметов,
картины сюжетные с изображением предметов личной гигиены, которые используют дети и взрослые.
Воспитатель: Вот один из жителей этого города. Что это?
Дети: Ответы детей.
Кукла Инна: Зачем нам нужно мыло? Что мы с ним делаем?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Верно, намыливаем руки, отмываем грязь.
Мыло душистое, белое, мылкое,
Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою:
Ты бы, грязнуля, вспомнил про мыло –
Мыло тебя, наконец бы, отмыло. (Я. Аким)
Воспитатель: А это что?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, полотенце. Зачем нам нужно полотенце? Где у нас в группе висят полотенца? Вы умеете вытирать руки и лицо полотенцем? Покажите кукле Инне, как вы это делаете.
Дети демонстрируют навыки пользования полотенцем, воспитатель читает стихотворение.
Махровое, душистое,
Мягкое, пушистое.
Любит воду промокать,
Где, что влажно вытирать.
Воспитатель: А вот две подружки. Что это?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, зубная щётка и паста. Зачем они нам нужны?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Да, для чистки зубов. Послушайте стихотворения о них.
Я щётка-хохотушка,
Зубам твоим - подружка.
Люблю все убирать,
Мести и вычищать.
Здравствуйте, друзья! Я тюбик.
И совсем я не опасен.
Мятный запах мой прекрасен.
Я не жадный, говорю,
Пасту всем свою дарю.
Чтоб улыбка засияла белизной,
Вы, ребята, подружитесь и со мной!
Воспитатель: Что помогает нам сделать волосы аккуратными, красивыми?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, расчёска. Вот сколько помощников мы встретили в этом городе, которые нам помогают стать чистыми и опрятными. Чтобы нам не забыть жителей города Предметов личной гигиены, мы с вами повесим их портреты в уголке ЗОЖ. Предлагаю вам сочинить о них сказку.
Дети сочиняют общую сказку, которая потом оформляется в книгу с рисунками.
Игровая образовательная ситуация «Правила чистюли»
Задачи: обратить внимание детей на необходимость соблюдения правил личной гигиены; воспитывать положительное отношение к гигиеническим процедурам.
Материалы: кукла Инна, дидактическая игра «Правила чистюли», рисунки с ситуациями, требующими мытья рук.
Ход игры:
Предварительно дети заучивают наизусть стихотворение А.Барто «Девочка чумазая».
В уголке сидит испачканная кукла Инна.
Воспитатель: Дети, посмотрите на нашу куклу Инну. Она почему-то не умытая, зубы у неё не чищены, одежда грязная, носовым платком она не пользуется. Как про таких говорят?
Дети: Грязнуля.
Кукла Инна: А что в этом плохого?
Воспитатель: Ребята, давайте прочитаем нашей кукле Инне стихотворение про грязнулю.
Дети читают кукле Инне стихотворение А.Барто «Девочка чумазая».
Ребёнок 1 Ах ты, девочка чумазая,
(кукле Инне) Где ты руки так измазала?
Чёрные ладошки;
На локтях – дорожки.
Кукла Инна: Я на солнышке лежала,
Руки кверху держала.
ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.
Ребёнок 2 Ах ты, девочка чумазая,
(кукле Инне) Где ты носик так измазала?
Кончик носа чёрный,
Будто закопчённый.
Кукла Инна: Я на солнышке лежала,
Нос кверху держала.
ВОТ ОН И ЗАГОРЕЛ.
Ребёнок 3 Ах ты, девочка чумазая,
(кукле Инне) Ноги в полосы измазала,
Не девочка, а зебра,
Ноги – как у негра.
Кукла Инна: Я на солнышке лежала,
Пятки кверху держала.
ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.
Воспитатель: Ой ли, так ли?
Так ли дело было?
Отмоем всё до капли.
Ну-ка, дайте мыло.
МЫ ЕЁ ОТОТРЁМ.
Ребёнок 4 Громко девочка кричала,
Как увидела мочалу,
Цапалась, как кошка:
Кукла Инна: Не трогайте ладошки!
Они не будут белые:
Они же загорелые.
Ребёнок 4 А ЛАДОШКИ-ТО ОТМЫЛИСЬ.
Ребёнок 5 Оттирали губкой нос –
Разобиделась до слёз:
Кукла Инна: Ой, мой бедный носик!
Он мыла не выносит!
Он не будет белый:
Он же загорелый.
Ребёнок 5 А НОС ТОЖЕ ОТМЫЛСЯ.
Ребёнок 6 Отмывали полосы –
Кричала громким голосом:
Кукла Инна: Ой, боюсь щекотки!
Уберите щётки!
Не будут пятки белые,
Они же загорелые.
Ребёнок 5 А ПЯТКИ ТОЖЕ ОТМЫЛИСЬ.
Воспитатель: Вот теперь ты белая,
Ничуть не загорелая.
ЭТО БЫЛА ГРЯЗЬ.
Кукла Инна: Хорошее стихотворение. А что мне теперь делать?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, нужно помыться. Давайте поможем кукле Инне привести себя в порядок.
Дети моют кукле руки и лицо, меняют платье.
Воспитатель: Посмотрите на нашу Инну. Она умылась, причесалась, надела чистое платье. Стала очень опрятной, с ней теперь приятно общаться и играть. Давайте прочтём нашей Инне строки из сказки К.И. Чуковского «Мойдодыр».
Один из детей, который знает эти строки, наизусть читает стихотворение.
Ребёнок Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам –
Стыд и срам!
Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок!
Воспитатель: Так почему же нужно умываться, мыть руки?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Верно, чтобы быть чистым и хорошо выглядеть, надо быть аккуратными, смывать микробы с грязных рук и тела. А как часто нужно мыть руки?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, каждый раз, когда вы приходите с улицы, после посещения туалета, после того, как поиграли с игрушками, необходимо мыть руки. Руки нужно мыть как можно чаще, так как на них скапливаются микробы, которые могут через грязные руки попасть в организм. Чтобы этого не происходило, нужно подружиться с водой, и тогда, обязательные для любого человека правила чистоты и здоровья, помогут вам сохранить здоровье. Посмотрите, пожалуйста, на картинки и скажите, почему необходимо соблюдать гигиену.
Дети обсуждают изображенные на картинках ситуации,
внимание акцентируется на нежелательных последствиях несоблюдения гигиенических правил.
Кукла Инна: А давайте мы все вместе назовем правила чистюли и всегда будем их соблюдать.
Дети сами предлагают варианты правил.
Игровая образовательная ситуация «Надо, надо умываться по утрам и вечерам»
Задачи: побудить детей к соблюдению правил личной гигиены на примере хорошо знакомых игровых образов; закрепить знания о необходимости выполнения гигиенических процедур.
Материалы: кукла Инна, аудиозаписи музыкальных произведений, емкость с водой, рисунок Капельки, кукла Грязнулька.
Ход игры:
На столе таз с водой, две куклы Инна и Грязнулька.
Воспитатель: Сегодня к нам заглянула знакомая гостья. А чтобы её увидеть, вам нужно отгадать загадку.
Живёт она на небе
И на земле живёт,
И бодрость, и здоровье
С собой она несёт.
Свое в ней отраженье
Увидишь ты всегда,
В жару всегда поможет
Прозрачная…(вода).
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Конечно, это вода! А вот и наша гостья - Капелька.
Педагог показывает рисунок Капельки. Обращает внимание детей на таз с водой.
Воспитатель: Ребята, подскажите мне, для чего нужна вода?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы, всё правильно сказали. Конечно, вода нам нужна для жизни, для поддержания нашего здоровья: мы её пьём, купаемся, моем руки и лицо. Кто мне подскажет, для чего мы умываемся по утрам?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Конечно же мы умываемся для того, чтобы встретить новый день чистым, умытым, чтобы наши глазки и лицо проснулись, чтобы прогнать всех микробов и быть здоровыми. Давайте сейчас покажем куклам, как мы умываемся. Я буду читать стихотворение, а вы повторяйте за мной слова и движения.
Проводится физкультминутка.
Воспитатель: Поутру пораньше встану (дети потягиваются)
И открою кран с водой, (делают круговые движения пальцами рук)
Побежит вода из крана
Быстрой чистою струёй. (бегут на месте)
Поднесу я к ней ладошки.
В них сто капель соберу, (набирают воду в ладошки)
Глазки вымою и ушки,
Шею и лицо протру, (делают движения в соответствии с текстом)
Подарила мне водица
Бодрость, радость, чистоту!
И теперь я, улыбаясь,
В новый светлый день иду! (дети маршируют на месте)
Педагог обращает внимание на куклу, которая сидит рядом с Инной.
Воспитатель: Инна, что за гостью сегодня ты к нам привела?
Кукла Инна: Я встретила её, когда шла к вам в гости. Как вы думаете, как её зовут?
Дети: Ответы детей.
Кукла Инна: Правильно, это - Грязнулька. Посмотрите, какая она неопрятная и грязная.
Воспитатель: А почему ты такая неаккуратная? У тебя даже лицо и руки испачканы.
Кукла Грязнулька: А я не люблю умываться, чистить зубы, и вообще вода такая мокрая и холодная.
Воспитатель: Ты не права, Грязнулька, мыться нужно обязательно. И чистить зубы нужно каждый день!
Кукла Грязнулька: Это ещё зачем? Какая разница, мыться или не мыться?
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем Грязнульке правила здоровья.
Дети рассказывают правила здоровья, и что может быть, если их не соблюдать.
Воспитатель: Мы с вами рассказали правила здоровья, а теперь поможем Грязнульке помыться.
Дети моют куклу.
Кукла Грязнулька: Вот теперь я не Грязнулька, а Чистюлька. Спасибо тебе, Инна, что привела меня к детям. Спасибо и вам, ребята за помощь. Мне нравится быть чистой, и я всегда буду соблюдать все правила чистоты и здоровья.
Игровая образовательная ситуация «Купание куклы Инны»
Задачи: учить воспитанников объединять игры единым сюжетом (сначала куклу надо раздеть, искупать, одеть, уложить спать), закреплять разнообразные игровые действия с куклой, обучать умению взаимодействовать в коллективной игре.
Материалы: ванночка, мыло (кирпичик), «шампунь», мыльница, полотенце, ковшик (все предметы в 2-3 экземплярах), кукла Инна с «испачканными» руками.
Ход игры:
Воспитатель, обращается к кукле Инне.
Воспитатель: Ах ты, Инночка чумазая,
Где ты руки так измазала?
Кукла Инна: Я играла в песочнице.
Воспитатель: Ребята, Инна испачкалась. Что нужно сделать?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, её нужно искупать. Где у нас ванночка? Кто принесёт воды? Какая нам нужна вода?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Верно, теплая. Несите мыло, мочалку, полотенце.
Дети выполняют поручения воспитателя. Куклу раздевают, готовят чистую одежду.
Моют куклу в определённой последовательности: голову, руки, ноги. Во время купания можно прочитать стихи:
«Теплую водичку
Льем на нашу птичку». (Е. Благинина «Аленушка»)
«Хлоп-хлоп ручками,
Полон мыла таз.
Ты не трогай, Катенька,
Мыльной ручкой глаз.
А водичка булькает,
А водичка пенится,
Катенька помоется,
Причешется, оденется». (С.Капутикян «Хлоп-хлоп»)
Воспитатель: Мы искупали Инну. Что теперь нужно сделать?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, вытрем её полотенцем. Смотрите, какая Инна стала чистая. Что мы теперь должны сделать?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Да, теперь мы оденем куклу Инну.
Дети вытирают куклу, убирают всё на место, вешают сушить полотенце.
Затем куклу одевают и укладывают спать, вместе с воспитателем поют русскую народную песенку:
«Баю-баю, баиньки,
В огороде – заиньки.
Зайки травку едят,
Кате спатеньки велят».
Игру можно повторить два-три раза с привлечением детей, у которых низкий уровень игровых умений.
Примерный список рекомендуемой литературы по тематическому блоку «Водичка, водичка»
(для воспитанников средней группы)
М. Яснов «Мы с мылом»
Потешка «Теплою водою», «Солнце рано утречком»
И.Демьянов «Заморашка»
А.Кондратьев «Зеркало»
Р.Сеф «Мыло»
Э. Мошковская «Уши»
И. Токмакова «Гном»
Р.Куликова «Мыло»
К.И Чуковский «Мойдодыр»
А.Барто «Девочка чумазая»
С. Капутикян «Хлюп-хлюп»
Ю. Тувим «Письмо ко всем детям по одному важному делу»
З. Александрова «Вкусная каша»
Библиографический список:
- Крулет М. В., Крулехт А. А., Образовательная область «Труд». Как работать по программе «Детство»: учебно-методическое пособие/ науч.ред.А.Г. Гогоберидзе.-СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 176с.
- УМЦ ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ» Методичка к дидактической кукле «Инна» с комплектом сезонной одежды и обуви.
- Деркунская В.А Образовательная область «Здоровье». Как работать по программе «Детство»: учебно-методическое пособие/ науч.ред.А.Г. Гогоберидзе.-СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 176с.