.
Здравствуйте, Гость
1
1
0
9
4
пользователей уже зарегистрировано!
Анонсы и новости
Новость
КПК осеннего потока: последний шанс подать заявку!
01.11.24
Новость
Успешно прошел суперфинал фестиваля "Я ТВОРЮ МИР"
18.10.24
Новость
Регистрация на курсы открыта!
09.09.24
Все анонсы и новости

Картотека игровых образовательных ситуаций с куклой Инной

Тематический цикл

«Водичка, водичка»

(для воспитанников 

второй младшей группы)

Картотека разработана в дополнение к существующему методическому обеспечению, используемому в работе по приобщению воспитанников к здоровому образу жизни. С помощью карточек воспитатель создаёт условия для активного накопления детьми представлений о здоровьесберегающем и безопасном поведении, организует наблюдение за тем, как надо умываться и мыть руки, вытирать их насухо полотенцем, вовлекает детей в простейшую поисковую деятельность.

Карточки составлялись на основе методического пособия «Кукла Инна» (УМК ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ»). Кукла Инна является главным персонажем сюжетов, описанных в карточках. Она вводит детей в процесс игр-экспериментирований с определенным предметом на основе заданного сюжета. Суть игр заключается в практиковании, закреплении КГН и КГУ. Также кукла вовлекает детей в мир путешествий, где они совершают «прогулки» в мир вещей, предметов, манипулируют с ними, разрешают проблемные игровые ситуации, создаваемые куклой Инной.

Цель:

Создание условий для приобщения детей к здоровому образу жизни посредством игровых ситуаций с куклой Инной.

Задачи:

- обогащать представления воспитанников о процессах умывания, одевания, купания, еды;

- знакомить детей с атрибутами и основными действиями, сопровождающими их в процессе игры;

- совершенствовать умения правильно совершать процессы умывания, мытья рук при незначительном участии взрослого в игровых ситуациях;

- поддерживать положительное настроение ребёнка на выполнение элементарных гигиенических процессов, его радость от самостоятельных и совместных действий и их результатов (чистые руки, хорошее настроение, красивая ходьба, убранные игрушки в группе, одежда сложена аккуратно, «Я – молодец!»);

- развивать интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения.

Для закрепления гигиенических навыков, приобретённых в ходе игр, рекомендуется привлекать родителей воспитанников. Педагог предлагает родителям приобщать детей к ЗОЖ в домашних условиях. Дома ребёнок должен повторять процесс умывания посредством игры с водой и мылом («Мыльная пена», «Мыльные пузыри»), осваивать микропроцесс «мыльные перчатки», мыть руки самостоятельно с минимальной помощью со стороны взрослых. Родители должны приветствовать стремление детей включаться в гигиенический процесс, желание вымыть руки, если они испачкались, поощрять детскую умелость, развивать элементарный самоконтроль.

Игра-экспериментирование «Прозрачная вода»

Задачи: познакомить воспитанников со свойствами воды (прозрачная, без запаха, льётся); закреплять умение использовать в воду в разных ситуациях.

Материалы: кукла Инна, две прозрачные банки (крепкий чай и вода), предметные картинки, таз с водой, маленькие ковшики и стаканчики для детей.

Ход игры:

Воспитатель проводит игру с помощью куклы Инны.

Воспитатель:        Дети, сегодня к нам в гости пришла кукла Инна.

Кукла Инна:        Ребята, я пришла не одна, а с моей подругой Капелькой. Кто знает, кто такая Капелька? Где она живет?

Дети:                Ответы детей.

Воспитатель:        Инна, ребята говорят, что Капелька – это водичка, и живет она в кране, в реке, в море.

Кукла Инна:        Правильно. Давайте поиграем в игру «Узнай и назови». Я покажу вам картинки, а вы узнаете, что на них изображено (показывает картинку через банку с водой). Что нарисовано на картинке?

Дети:                Ответы детей.

Кукла Инна:        Верно, а что вы видите сейчас? (показывает картинку через банку с чаем).

Дети:                Ответы детей.

Воспитатель:        Правильно ребята, сквозь чай мы плохо видим картинку, а через воду она видна хорошо. Что это значит? Какого цвета вода?

Дети:                Ответы детей.

Воспитатель:        Верно, вода прозрачная. А сейчас подходите к столу и берите стаканчики. Наполните свои стаканчики водой из общей ёмкости.

Дети ковшиками наливают воду в свои стаканчики.

Воспитатель:        Ребята, давайте расскажем Инне, что мы делаем?

Дети:                Ответы детей.

Воспитатель:        Правильно, наливаем воду из одной ёмкости в другую. Что делает водичка?

Дети:                Ответы детей.

Воспитатель:        Послушайте, как она льётся. Какой слышим звук?

Дети:                Ответы детей.

Воспитатель:        А теперь понюхайте воду. Какой у неё запах?

Дети:                Ответы детей.

Воспитатель:        Верно, вода не имеет запаха. А теперь расскажите Инне, что вы узнали о воде.

Дети рассказывают всё, что узнали о воде.

Кукла Инна:        Молодцы, ребята, теперь вы знаете, какая водичка. Вы должны подружиться с ней, и с её помощью соблюдать правила здорового образа жизни.

Игра-экспериментирование «Чистящая вода»

Задачи: дать детям представление о том, что вода смывает грязь; формировать у них навык мыть руки водой через практикование и экспериментирование с водой.

Материалы: кукла Инна, широкая прозрачная миска с водой, две салфетки: чистая и грязная, безопасная краска для нанесения на детские ладони.

Ход игры:

Воспитатель проводит игру с помощью куклы Инны. Кукла сидит с грязными ладонями.

Воспитатель:        Дети, посмотрите, какое красивое у Инны платье. Но почему у тебя такие грязные руки?

Кукла Инна:        Я гуляла и нечаянно испачкалась.

Воспитатель:        Ребята, давайте поможем Инне снова стать чистой. Что для этого нужно сделать?

Дети:                Ответы детей.

Кукла Инна:        Правильно, давайте возьмем таз с чистой водой и помоем Инне руки.

Дети моют кукле руки.

Воспитатель:        Какие чистые руки, а что теперь мы должны сделать?

Дети:                Ответы детей.

Кукла Инна:        Верно, ребята, вытрите мне руки, пожалуйста.

Воспитатель даёт детям чистую и грязную салфетки.

Воспитатель:        Дети, вытрите одну руку чистой салфеткой, а другую – грязной. Что мы видим?

Дети:                Ответы детей.

Воспитатель:        Да, одна рука чистая, а другая – грязная. А почему?

Дети:                Ответы детей.

Кукла Инна:        Конечно, вы должны были обе мои руки вытирать чистыми салфетками. А теперь проведите этот эксперимент с вашими ладошками.

Дети мажут ладошки краской и опускают в таз с водой, наблюдая, что происходит с краской в воде.

Воспитатель:        Что сделала водичка?

Дети:                Ответы детей.

Воспитатель:        Правильно, вода смыла грязь и теперь нам не страшны никакие микробы. А теперь расскажите Инне, почему нужно мыть руки.

Дети высказывают своё мнение.

Кукла Инна:        Молодцы, ребята, теперь вы знаете, что водичка помогает нам соблюдать правила здорового образа жизни.

Игра-экспериментирование «Мокрые рукава»

Задачи: показать детям на примере необходимость закатывать рукава перед мытьем рук и вытирать их насухо полотенцем; формировать умение (навык) мыть руки водой и правильно вытирать их полотенцем через практикование и экспериментирование.

Материалы: кукла Инна, маленькое полотенце, прозрачная миска с водой.

Ход игры:

Игра проводится в уголке для кукол. Педагог обращает внимание на куклу Инну (рукава у неё мокрые).

Воспитатель:        Ребята, посмотрите, какая наша Инна сегодня красивая.

Педагог передает детям куклу, чтобы дети её рассмотрели.

Предполагается, что один из детей заметит, что рукава у платья Инны мокрые.

Дети:                У Инны мокрые рукава.

Воспитатель:        Что же случилось, Инна?

Кукла Инна:        Утром я умывалась и намочила рукава.

Воспитатель:        Как же так получилось, покажи ребятам.

Педагог при помощи таза с водой и куклы Инны моделирует ситуацию, когда дети видят,

что рукава становятся мокрыми, если их не закатывать.

Воспитатель:        Дети, кто покажет Инне, как нужно правильно мыть руки?

Дети:                Ответы детей.

Несколько воспитанников показывают кукле, как правильно мыть руки.

Кукла Инна:        Я поняла, прежде, чем умываться и мыть руки, нужно закатить рукава.

Воспитатель:        Но не только нужно правильно мыть руки, но и вытирать их нужно правильно. Сейчас пойдем в умывальную комнату, и я покажу вам, как это делать правильно.

В умывальной комнате педагог демонстрирует, как правильно нужно раскрывать полотенце, вытирать ладошки и каждый пальчик. Акцент делается на то, что если полотенце висит на крючке, то его неудобно раскрывать.

Дети экспериментируют со своими полотенцами, которые висят в ячейках в умывальной комнате.

Кукла Инна:        Молодцы, ребята, у вас хорошо получается. Я хочу сказать вам, что очень неудобно и вредно для здоровья ходить с мокрыми рукавами.

Воспитатель:        А чтобы мы не забывали, как правильно нужно мыть руки, давайте повесим на стену правила мытья рук. Где лучше нам расположить картинку?

Дети с помощью педагога располагают алгоритм на стене (в умывальной комнате над умывальниками).

Кукла Инна:        Теперь мы не забудем, как нужно правильно мыть и вытирать руки и лицо.

Игра-экспериментирование «Какой формы мыло»

Задачи: расширить представление детей о мыле, его полезных свойствах; учить детей мыть руки с мылом через практикование и экспериментирование.

Материалы: кукла Инна, кусочки мыла разной формы, тазик с водой.

Ход игры:

Педагог обращает внимание детей на куклу Инну. Рядом с ней лежит коробочка – подарок в яркой упаковке.

Воспитатель:        Ребята, посмотрите, рядом с нашей Инной что-то лежит.

Дети:                Инна, что в этой коробочке, и откуда она у тебя?

Кукла Инна:        Этот подарок мне прислала подруга Капелька. Но что в коробке, я не знаю. Давайте вместе посмотрим.

Дети разворачивают подарок и достают несколько кусков мыла разной формы.

Воспитатель:        Ребята, а как вы думаете, для чего Капелька прислала Инне мыло?

Дети:                Ответы детей.

Воспитатель:        Давайте рассмотрим куски мыла. Какие они?

Дети:                Ответы детей.

Воспитатель:        Такими их делают на фабриках. Но когда человек намыливает руки, он может изменить форму мыла. Давайте проверим это.

Дети мылят руки мылом в тазу с водой и делают вывод, что форма мыла изменилась.

Кукла Инна:        Я заметила, что не все намыливали руки правильно.

Воспитатель:        Давайте я вам покажу, как это делать правильно. Вы посмотрите, а Инна скажет правильно или нет.

Педагог показывает процесс правильного намыливания рук (ладони и каждый пальчик).

Воспитатель:        А теперь мы пойдём в умывальную комнату и повторим то, что я вам показала.

В умывальной комнате дети повторяют процесс правильного намыливания рук.

Кукла Инна поддерживает их, подсказывает, хвалит.

Вернувшись в групповую комнату, педагог с детьми рассматривает воду в тазике.

Кукла Инна:        Вода загрязнилась, а что это значит?

Дети:                Ответы детей.

Воспитатель:        Правильно, мыло вместе с водой очищает руки от грязи и микробов.

Кукла Инна:        Теперь вы знаете, что мыло и вода служат человеку для сохранения здоровья.

Игровая образовательная ситуация «Водичка, водичка, умой моё личико»

Задачи: вызвать у детей положительный настрой, желание включаться в процессы умывания; учить правильно выполнять процесс умывания и узнавать предметы, необходимые для его осуществления.

Материалы: кукла Инна, сюжетная картинка с изображением процесса умывания, предметные картинки с изображением предметов, необходимых для умывания (мыло, мыльница, полотенце на вешалке).

Ход игры:

Ситуация организуется индивидуально, кукла Инна предлагает ребёнку рассмотреть сюжетную картинку.

Кукла Инна:        Как ты думаешь, кто здесь нарисован?

Ребёнок:                Ответ ребёнка.

Воспитатель:        Как зовут мальчика (девочку)? Что он (она) делает?

Ребёнок:                Ответ ребёнка.

Воспитатель:        Как ты догадался?

Ребёнок:                Ответ ребёнка.

Кукла Инна:        Я сейчас прочту стихотворение А. Кузнецова, про ребёнка с картины.

Я сегодня утром рано

Умывался из-под крана!

Я и сам теперь умею

Вымыть личико и шею.

Воспитатель:        Тебе нравится мальчик (девочка)?

Ребёнок:                Ответ ребёнка.

Воспитатель:        А ты умеешь сам (сама) умываться?

Ребёнок:                Ответ ребёнка.

Кукла Инна:        Молодец, чистота – залог здоровья. Чистюли болеют реже.

Варианты усложнения ситуации.

Ситуацию можно усложнить, если уровень развития ребёнка выше среднего и ему не интересна стандартная ситуация. Усложнения может быть в заданиях: разложить картинки в последовательности действий (включить воду – кран; намочить и намылить руки мылом – сделать мыльные перчатки; отжать воду с рук – замочек; вытереть руки – полотенце).

Можно создать ситуацию, когда кукла Инна ничего не умеет и её нужно научить.

Игровая образовательная ситуация «Мыльные перчатки»

Задачи: научить ребёнка тщательно мыть руки, правильно намыливать и смывать грязь; помочь заметить рост своих достижений, ощутить радость от чистоты своего тела; активизировать словарь за счёт слов: мыло, мыльница, намыливать, мыльные, пена, смывать.

Материалы: кукла Инна, умывальная комната.

Ход игры:

Ситуация организуется индивидуально, или подгруппами после продуктивного вида деятельности – рисования красками, аппликации, лепки, конструирования из бумаги с использованием клея. Воспитатель вносит куклу Инну, которая обращает внимание на руки детей.

Кукла Инна:        Ой, какие у тебя грязные ручки, как запачкались. Что ты делал?

Ребёнок:                Ответ ребёнка.

Воспитатель:        Пойдем в умывальную комнату мыть руки.

Включается вода, кукла Инна читает стихотворение.

Кукла Инна:                                Знаем, знаем, да, да, да,

Где тут прячется вода!

Выходи, водица,

Мы пришли умыться!

Лейся на ладошку по-нем-нож-ку…

Нет, не понемножку – посмелей,

Будем умываться веселей!

Воспитатель:        Чем мы руки моем?

Ребёнок:                Ответ ребёнка.

Воспитатель:        Правильно, надо обязательно мыть с мылом. Возьми мыло. Где оно лежит?

Ребёнок:                Ответ ребёнка.

Воспитатель:        Теперь положи на ладошку, прикрой другой ладошкой. Намыливай, вот так (показывает).

Кукла Инна:        Не бойся, ничего страшного, если уронишь, мы его поймаем не дадим убежать.

Воспитатель:        Хорошо намылил. Что нужно теперь сделать с мылом?

Ребёнок:                Положить обратно в мыльницу.

Кукла Инна:        А давай сделаем «мыльные перчатки». Знаешь, как их делать?

Воспитатель:        Давай я тебе покажу как. Хорошенько, хорошенько потри ладошки, каждый пальчик, чтобы стало много пены, чтобы она покрыла руки, как перчатки. Давай вместе потрём. Вот какие замечательные перчатки получились. Молодец! А теперь покажи кукле Инне, ты умеешь смывать «перчатки».

Кукла Инна:        Ой, посмотри, вода с твоих ручек идёт грязная, значит, вся грязь и микробы ушли с рук вместе с мылом и водой. Теперь вытри руки полотенцем. Пойдём, расскажешь ребятам, как ты научился делать «мыльные перчатки».


Игровая образовательная ситуация «Научим куклу Инну мыть руки»

Задачи: обучать детей процессу мытья рук, включающему выполнение цепочки действий от подготовки (закатать рукава, включить воду) до получения результата (чистые сухие руки, полотенце висит на своем месте); способствовать осознанию важности мытья рук по мере их загрязнения; обучать умению активно участвовать в разрешении проблемно-игровой ситуации совместно со сверстниками, используя речевые средства.

Материалы: кукла Инна, руки которой испачканы черной тушью (тушь на водяной основе, легко смывается под струей воды и не портит игрушку); оборудование умывальной комнаты.

Ход игры:

Образовательную ситуацию целесообразно конструировать во второй половине дня, когда дети заняты свободной деятельностью. Игра проводится с небольшой подгруппой детей (3-4 человека).

Педагог вносит игровой персонаж куклу Инну с грязными руками, которая хочет подключиться к игре детей.

Воспитатель:        Замарашка рук не мыла,

Месяц в баню не ходила.

Кукла Инна:        А я не умею сама мыть руки.

Воспитатель:        Дети, давайте научим Инну мыть руки, идём в умывальную комнату.

Воспитатель:        Что нужно сначала сделать? (обращает внимание детей на длинные рукава куклы Инны)

Кукла Инна:        Зачем это ещё?

Воспитатель:        Дети, объясните кукле Инне, почему нужно закатывать рукава при мытье рук.

Дети:                Ответы детей.

Затем дети показывают и объясняют кукле Инне, как открыть кран, чтобы побежала водичка

и какой должна быть струйка, чтобы брызги, не летели в разные стороны и не залили весь пол.

Воспитатель:        Кто покажет кукле Инне, как намочить руки водой?

Один или два ребёнка по предложению воспитателя подставляют руки под струю воды.

Воспитатель:        А теперь пусть это попробует сделать кукла Инна.

С рук куклы текут чёрные струйки.

Кукла Инна:        Ой, какие грязные у меня руки, как на них много грязи и микробов. Ребята, а чем нужно мыть руки?

Дети:                Ответы детей.

Кукла Инна:        Вы всегда моете руки с мылом? А я знаю стихотворение Я. Акима о мыле.

Мыло душистое, белое, мылкое,

Мыло глядит на грязнулю с ухмылкой:

Ты бы, грязнуля, вспомнил про мыло,

Мыло тебя, наконец бы, отмыло!

Воспитатель:        Покажите, ребята, кукле Инне, как намыливать руки.

Кукла Инна:        Покажите мне ваши ладошки. Где же мыло, не вижу пены.

Воспитатель:        Не спеши, Инна, сейчас ребята покажут, положат мыло на место в мыльницу и начнут хорошенько тереть ладошки, пальчики, чтобы стало много пены, чтобы она покрыла руки, как перчатки. Покажите, у кого уже получились мыльные перчатки. Молодцы, у всех прекрасные мыльные перчатки.

Кукла Инна:        Что же делать дальше? Руки мокрые, вода капает…

Дети показывают и объясняют, как отжать воду с рук, сделав «замочек», вытереть их о полотенце.

Воспитатель:        Молодцы, научили куклу Инну мыть руки. Пойдемте в группу и покажем ей наши новые книжки о здоровье.

Варианты усложнения ситуации.

Дидактические игры с картинками, предполагающие задания:

 разложить их в последовательности действий (включить воду – кран; намочить и намылить руки – мыло; «мыльные перчатки»; отжать воду с рук – «замочек»; вытереть – полотенце).

Можно предложить детям помочь кукле Инне в выборе предмета (мыло, мыльница, полотенце). Осуществляется постепенный переход от контроля детской деятельности взрослым к совместной оценке взрослым и ребёнком деятельности сверстника.


Игра-экспериментирование «Госпожа Зубная щётка»

Задачи: расширить знание детей о назначении  зубной щётки; воспитывать культурно-гигиенические навыки в ситуации практикования.

Материалы: зубная щётка (детская и взрослая), зубная паста (детская и взрослая), тазик с водой, кукла Инна.

Ход игры:

Педагог обращает внимание на куклу Инну, которая держит в руках зубные щётки.

Воспитатель:        Инна, для чего тебе зубные щётки?

Кукла Инна:        С помощью зубной щётки я соблюдаю чистоту полости рта.

Воспитатель:        Хотите, мы вам расскажем, как? Давайте рассмотрим зубные щётки. Почему они разные?

Дети:                Ответы детей.

Воспитатель:        Возьмите в руки щётку, потрите ею руки. Что вы чувствуете?

Дети:                Ответы детей.

Воспитатель:        Верно, зубная щётка хорошо трёт, маленькие ворсинки попадают в щелочки между зубов и достают грязь. Зубки остаются чистыми, а значит - здоровыми. А откуда в зубах грязь? Как она скапливается во рту?

Дети:                Ответы детей.

Воспитатель:        Правильно, во время еды частички пищи остаются во рту. Как часто надо чистить зубы? Что будет, если не чистить зубы совсем, или чистить их неправильно?

Дети:                Ответы детей.

Педагог вносит в ситуацию разную зубную пасту

Кукла Инна:        А что ещё помогает нам соблюдать чистоту полости рта?

Дети:                Ответы детей.

Воспитатель:        Правильно, это зубная паста и вода. Давайте рассмотрим её, почему она разная?

Дети:                Ответы детей.

Воспитатель:        Правильно одна разработана специально для детских молочных зубов, другая - для взрослых. А как нам помогает вода?

Дети:                Ответы детей.

Воспитатель:        Правильно, пасту глотать нельзя, нужно прополоскать рот чистой водой.

Кукла Инна:        Теперь, дети, вы знаете, что зубная щётка, паста и вода помогают сохранять здоровье.


Примерный список рекомендуемой литературы по тематическому блоку «Водичка, водичка»

(для воспитанников 2-й младшей группы)

М. Яснов «Мы с мылом»

Потешка «Теплою водою», «Солнце рано утречком»

И.Демьянов «Замарашка»

А.Кондратьев «Зеркало»

Р.Сеф «Мыло»

Э. Мошковская «Уши»

И. Токмакова «Гном»

Р.Куликова «Мыло»

К.И Чуковский «Мойдодыр»


Картотека игровых образовательных ситуаций

с куклой Инной

Тематический цикл

«Водичка, водичка»

(для воспитанников средней группы)


Методическое пособие «Кукла Инна» (УМК ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ») целесообразно использовать в приобщении к правилам здорового образа жизни и в средней группе. Привлечение куклы к игровым ситуациям позволяет педагогу значительно разнообразить сюжеты увлекательных и полезных игр. Например, конкурс «Чистый из чистых», «Мисс и Мистер Аккуратность», «Самый здоровый». Кроме того, кукла Инна может помочь детям изобразить алгоритмы гигиенических процедур, которые можно расположить на одной из стен игровой комнаты, придумать правила здоровья и необычно оформить их в кодекс здоровья группы.

Цель:

Создание условий для приобщения воспитанников к здоровому образу жизни посредством организации  игровых ситуаций с куклой Инной.

Задачи:

- обогащать представления детей о процессах умывания, одевания, купания, еды, атрибутах и основных действиях, сопровождающих их в процессе игры;

- развивать интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения;

- совершенствовать умения правильно совершать процессы умывания, мытья рук при незначительном участии взрослого в игровых ситуациях;

- поддерживать положительное настроение ребёнка на выполнение элементарных гигиенических процессов, его радость от самостоятельных и совместных действий и их результатов (чистые руки, хорошее настроение, красивая ходьба, убранные игрушки в группе, одежда сложена аккуратно, «Я – молодец!»).


Игровая образовательная ситуация «Путешествие в стану Щёток»

Задачи: расширить представление воспитанников о разнообразии щёток; учить детей использовать разные щетки по назначению.

Материалы: кукла Инна, разные щётки (обувная, смётка, зубная, для расчесывания волос).

Ход игры:

Воспитатель проводит игру с помощью куклы Инны.

Воспитатель:        Ребята, кукла Инна приглашает вас в гости к своей подруге, а к кому,  вы узнаете, отгадав загадку:

Костяная спинка,

Жёсткая щетинка,

С мятной пастой дружит,

Нам усердно служит?

Дети:                Ответы детей.

Кукла Инна:        Правильно, это зубная щётка. Я приглашаю вас в страну Щёток, там живут разные щётки.

Детям демонстрируются картинки разного вида щёток и сами щётки.

Воспитатель:        Посмотрите на них. Чем они отличаются?

Дети:                Ответы детей.

Воспитатель:        Правильно, внешним видом, размером, назначением. Для чего они нужны?

Дети:                Ответы детей.

Воспитатель:        Давайте посмотрим, для чего нужна каждая из щёток.

Воспитатель вместе с детьми производит соответствующие действия с каждой щёткой.

Кукла Инна:        И все они живут в одной стране. А что общего у всех жителей этой страны?

Дети:                Ответы детей.

Воспитатель:        Верно, ворсинки. А для чего нужны нам эти жители страны Щёток?

Дети:                Ответы детей.

Воспитатель:        Правильно, щётки помогают нам поддерживать чистоту.

Кукла Инна:        А давайте поиграем со щётками (берет одну из щёток и использует её не по назначению).

Дети замечают ошибку, делают замечание,

показывают, как нужно правильно использовать каждую из щёток.

Воспитатель:        Ребята, давайте сочиним сказку про то, как щётки живут в своей стране.

Дети сочиняют общую сказку, которая потом оформляется в книгу с рисунками.

Игровая образовательная ситуация «Путешествие в город Предметов личной гигиены»

Задачи: обратить внимание детей на разнообразие предметов личной гигиены; расширить знания о необходимости их использования в повседневной жизни.

Материалы: кукла Инна, мыло, мочалка, зубная щётка, зубная паста, полотенце, расчёска, картинки с  изображением  этих предметов.

Ход игры:

Кукла Инна сидит в уголке и плачет, лицо и одежда у неё - грязные.

Воспитатель:        Ах ты, Инночка, чумазая,

Где ты руки так измазала?

Чёрные ладошки,

На локтях – дорожки.

Кукла Инна:        Я играла на улице и испачкалась.

Воспитатель:        Ребята, что нужно сделать нашей кукле Инне?

Дети:                Ответы детей.

Воспитатель:        Правильно, умыться и помыть руки. Давайте расскажем Инне, что ей поможет смыть грязь? Все эти вещи живут в городе Предметов личной гигиены. Сейчас мы отправимся в этот город, где живут вещи, которые необходимы нам, чтобы стать чистыми, опрятными, красивыми.

Дети приходят в уголок, где лежат предметы личной гигиены, картинки с изображением этих предметов,

картины сюжетные с изображением предметов личной гигиены, которые используют дети и взрослые.

Воспитатель:        Вот один из жителей этого города. Что это?

Дети:                Ответы детей.

Кукла Инна:        Зачем нам нужно мыло? Что мы с ним делаем?

Дети:                Ответы детей.

Воспитатель:        Верно, намыливаем руки, отмываем грязь.

Мыло душистое, белое, мылкое,

Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою:

Ты бы, грязнуля, вспомнил про мыло –

Мыло тебя, наконец  бы, отмыло. (Я. Аким)

Воспитатель:        А это что?

Дети:                Ответы детей.

Воспитатель:        Правильно, полотенце. Зачем нам нужно полотенце? Где у нас в группе висят полотенца? Вы умеете вытирать руки и лицо полотенцем? Покажите кукле Инне, как вы это делаете.

Дети демонстрируют навыки пользования полотенцем, воспитатель читает стихотворение.

Махровое, душистое,

Мягкое, пушистое.

Любит воду промокать,

Где, что влажно вытирать.

Воспитатель:        А вот две подружки. Что это?

Дети:                Ответы детей.

Воспитатель:        Правильно, зубная щётка и паста. Зачем они нам нужны?

Дети:                Ответы детей.

Воспитатель:        Да, для чистки зубов. Послушайте стихотворения о них.

Я щётка-хохотушка,

Зубам твоим - подружка.

Люблю все убирать,

Мести и вычищать.

Здравствуйте, друзья! Я тюбик.

И совсем я не опасен.

Мятный запах мой прекрасен.

Я не жадный, говорю,

Пасту всем свою дарю.

Чтоб улыбка засияла белизной,

Вы, ребята, подружитесь и со мной!

Воспитатель:        Что помогает нам сделать волосы аккуратными, красивыми?

Дети:                Ответы детей.

Воспитатель:        Правильно, расчёска. Вот сколько помощников мы встретили в этом городе, которые нам помогают стать чистыми и опрятными. Чтобы нам не забыть жителей города Предметов личной гигиены, мы с вами повесим их портреты в уголке ЗОЖ. Предлагаю вам сочинить о них сказку.

Дети сочиняют общую сказку, которая потом оформляется в книгу с рисунками.

Игровая образовательная ситуация «Правила чистюли»

Задачи: обратить внимание детей на необходимость соблюдения правил личной гигиены; воспитывать  положительное отношение к гигиеническим процедурам.

Материалы: кукла Инна, дидактическая игра «Правила чистюли», рисунки с ситуациями, требующими мытья рук.

Ход игры:

Предварительно дети заучивают наизусть стихотворение А.Барто «Девочка чумазая».

В уголке сидит испачканная кукла Инна.

Воспитатель:        Дети, посмотрите на нашу куклу Инну. Она почему-то не умытая, зубы у неё не чищены, одежда грязная, носовым платком она не пользуется. Как про таких говорят?

Дети:                Грязнуля.

Кукла Инна:        А что в этом плохого?

Воспитатель:        Ребята, давайте прочитаем нашей кукле Инне стихотворение про грязнулю.

Дети читают кукле Инне стихотворение А.Барто «Девочка чумазая».

Ребёнок 1                Ах ты, девочка чумазая,стих Девочка чумазая Агния Барто

(кукле Инне)        Где ты руки так измазала?

Чёрные ладошки;

На локтях – дорожки.

Кукла Инна:        Я на солнышке лежала,

Руки кверху держала.

ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.Девочка чумазая

Ребёнок 2                Ах ты, девочка чумазая,

(кукле Инне)        Где ты носик так измазала?

Кончик носа чёрный,

Будто закопчённый.

Кукла Инна:        Я на солнышке лежала,

Нос кверху держала.

ВОТ ОН И ЗАГОРЕЛ.

Ребёнок 3                Ах ты, девочка чумазая,Девочка чумазая Барто

(кукле Инне)        Ноги в полосы измазала,

Не девочка, а зебра,

Ноги – как у негра.

Кукла Инна:        Я на солнышке лежала,Девочка чумазая стих

Пятки кверху держала.

ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.

Воспитатель:        Ой ли, так ли?

Так ли дело было?

Отмоем всё до капли.

Ну-ка, дайте мыло.

МЫ ЕЁ ОТОТРЁМ.

Ребёнок 4                Громко девочка кричала,Девочка чумазая читать

Как увидела мочалу,

Цапалась, как кошка:

Кукла Инна:        Не трогайте ладошки!

Они не будут белые:

Они же загорелые.

Ребёнок 4                А ЛАДОШКИ-ТО ОТМЫЛИСЬ.Девочка чумазая Барто

Ребёнок 5                Оттирали губкой нос –

Разобиделась до слёз:

Кукла Инна:        Ой, мой бедный носик!

Он мыла не выносит!

Он не будет белый:

Он же загорелый.

Ребёнок 5                А НОС ТОЖЕ ОТМЫЛСЯ.

Ребёнок 6                Отмывали полосы –Девочка чумазая

Кричала громким голосом:

Кукла Инна:        Ой, боюсь щекотки!Девочка чумазая читать

Уберите щётки!

Не будут пятки белые,

Они же загорелые.

Ребёнок 5                А ПЯТКИ ТОЖЕ ОТМЫЛИСЬ.

Воспитатель:        Вот теперь ты белая,

Ничуть не загорелая.

ЭТО БЫЛА ГРЯЗЬ.

Кукла Инна:        Хорошее стихотворение. А что мне теперь делать?

Дети:                Ответы детей.

Воспитатель:        Правильно, нужно помыться. Давайте поможем кукле Инне привести себя в порядок.

Дети моют кукле руки и лицо, меняют платье.

Воспитатель:        Посмотрите на нашу Инну. Она умылась, причесалась, надела чистое платье. Стала очень опрятной, с ней теперь приятно общаться и играть. Давайте прочтём нашей Инне строки из сказки К.И. Чуковского «Мойдодыр».

Один из детей, который знает эти строки, наизусть читает стихотворение.

Ребёнок                Надо, надо умываться

По утрам и вечерам,

А нечистым трубочистам –

Стыд и срам!

Да здравствует мыло душистое,

И полотенце пушистое,

И зубной порошок,

И густой гребешок!

Воспитатель:        Так почему же нужно умываться, мыть руки?

Дети:                Ответы детей.

Воспитатель:        Верно, чтобы быть чистым и хорошо выглядеть, надо быть аккуратными, смывать микробы с грязных рук и тела. А как часто нужно мыть руки?

Дети:                Ответы детей.

Воспитатель:        Правильно, каждый раз, когда вы приходите с улицы, после посещения туалета, после того, как поиграли с игрушками, необходимо мыть руки. Руки нужно мыть как можно чаще, так как на них скапливаются микробы, которые могут через грязные руки попасть в организм. Чтобы этого не происходило, нужно подружиться с водой, и тогда, обязательные для любого человека правила чистоты и здоровья, помогут вам сохранить здоровье. Посмотрите, пожалуйста, на картинки и скажите,  почему необходимо соблюдать гигиену.

Дети обсуждают изображенные на картинках ситуации,

внимание акцентируется на нежелательных последствиях несоблюдения гигиенических правил.

Кукла Инна:        А давайте мы все вместе назовем  правила чистюли и всегда будем их соблюдать.

Дети сами предлагают варианты правил.


Игровая образовательная ситуация «Надо, надо умываться по утрам и вечерам»

Задачи: побудить детей к соблюдению правил  личной гигиены на примере хорошо знакомых игровых образов; закрепить знания о необходимости выполнения гигиенических процедур.

Материалы: кукла Инна, аудиозаписи музыкальных произведений, емкость с водой, рисунок Капельки, кукла Грязнулька.

Ход игры:

На столе таз с водой, две куклы Инна и Грязнулька.

Воспитатель:        Сегодня к нам заглянула знакомая гостья. А чтобы её увидеть, вам нужно отгадать загадку.

Живёт она на небе

И на земле живёт,

И бодрость, и здоровье

С собой она несёт.

Свое в ней отраженье

Увидишь ты всегда,

В жару всегда поможет

Прозрачная…(вода).

Дети:                Ответы детей.

Воспитатель:        Конечно, это вода! А вот и наша гостья -  Капелька.

Педагог показывает рисунок Капельки. Обращает внимание детей на таз с водой.

Воспитатель:        Ребята, подскажите мне, для чего нужна вода?

Дети:                Ответы детей.

Воспитатель:        Молодцы, всё правильно сказали. Конечно, вода нам нужна для жизни, для поддержания нашего здоровья: мы её пьём, купаемся, моем руки и лицо. Кто мне подскажет, для чего мы умываемся по утрам?

Дети:                Ответы детей.

Воспитатель:        Конечно же мы умываемся для того, чтобы встретить новый день чистым, умытым, чтобы наши глазки и лицо проснулись, чтобы прогнать всех микробов и быть здоровыми. Давайте сейчас покажем куклам, как мы умываемся. Я буду читать стихотворение, а вы повторяйте за мной слова и движения.

Проводится физкультминутка.

Воспитатель:        Поутру пораньше встану (дети потягиваются)

И открою кран с водой, (делают круговые движения пальцами рук)

Побежит вода из крана

Быстрой чистою струёй. (бегут на месте)

Поднесу я к ней ладошки.

В них сто капель соберу, (набирают воду в ладошки)

Глазки вымою и ушки,

Шею и лицо протру, (делают движения в соответствии с текстом)

Подарила мне водица

Бодрость, радость, чистоту!

И теперь я, улыбаясь,

В новый светлый день иду! (дети маршируют на месте)

Педагог обращает внимание на куклу, которая сидит рядом с Инной.

Воспитатель:        Инна, что за гостью сегодня ты к нам привела?

Кукла Инна:        Я встретила её, когда шла к вам в гости. Как вы думаете, как её зовут?

Дети:                Ответы детей.

Кукла Инна:        Правильно, это - Грязнулька. Посмотрите, какая она неопрятная и грязная.

Воспитатель:        А почему ты такая неаккуратная? У тебя даже лицо и руки испачканы.

Кукла Грязнулька:        А я не люблю умываться, чистить зубы, и вообще вода такая мокрая и холодная.

Воспитатель:        Ты не права, Грязнулька, мыться нужно обязательно. И чистить зубы нужно каждый день!

Кукла Грязнулька:        Это ещё зачем? Какая разница, мыться или не мыться?

Воспитатель:        Ребята, давайте расскажем Грязнульке правила здоровья.

Дети рассказывают правила здоровья, и что может быть, если их не соблюдать.

Воспитатель:        Мы с вами рассказали правила здоровья, а теперь поможем Грязнульке помыться.

Дети моют куклу.

Кукла Грязнулька:        Вот теперь я не Грязнулька, а Чистюлька. Спасибо тебе, Инна, что привела меня к детям. Спасибо и вам, ребята за помощь. Мне нравится быть чистой, и я всегда буду соблюдать все правила чистоты и здоровья.


Игровая образовательная ситуация «Купание куклы Инны»

Задачи: учить воспитанников объединять игры единым сюжетом (сначала куклу надо раздеть, искупать, одеть, уложить спать), закреплять разнообразные игровые действия с куклой, обучать умению взаимодействовать в коллективной игре.

Материалы: ванночка, мыло (кирпичик), «шампунь», мыльница, полотенце, ковшик (все предметы в 2-3 экземплярах), кукла Инна с «испачканными» руками.

Ход игры:

Воспитатель, обращается к кукле Инне.

Воспитатель:        Ах ты, Инночка чумазая,

Где ты руки так измазала?

Кукла Инна:        Я играла в песочнице.

Воспитатель:        Ребята, Инна испачкалась. Что нужно сделать?

Дети:                Ответы детей.

Воспитатель:        Правильно, её нужно искупать. Где у нас ванночка? Кто принесёт воды? Какая нам нужна вода?

Дети:                Ответы детей.

Воспитатель:        Верно, теплая. Несите мыло, мочалку, полотенце.

Дети выполняют поручения воспитателя. Куклу раздевают, готовят чистую одежду.

Моют куклу в определённой последовательности: голову, руки, ноги. Во время купания можно прочитать стихи:

«Теплую водичку

Льем на нашу птичку». (Е. Благинина «Аленушка»)

«Хлоп-хлоп ручками,

Полон мыла таз.

Ты не трогай, Катенька,

Мыльной ручкой глаз.

А водичка булькает,

А водичка пенится,

Катенька помоется,

Причешется, оденется». (С.Капутикян «Хлоп-хлоп»)

Воспитатель:        Мы искупали Инну. Что теперь нужно сделать?

Дети:                Ответы детей.

Воспитатель:        Правильно, вытрем её полотенцем. Смотрите, какая Инна стала чистая. Что мы теперь должны сделать?

Дети:                Ответы детей.

Воспитатель:        Да, теперь мы оденем куклу Инну.

Дети вытирают куклу, убирают всё на место, вешают сушить полотенце.

Затем куклу одевают и укладывают спать, вместе с воспитателем поют русскую народную песенку:

«Баю-баю, баиньки,

В огороде – заиньки.

Зайки травку едят,

Кате спатеньки велят».

Игру можно повторить два-три раза с привлечением детей, у которых низкий уровень игровых умений.


Примерный список рекомендуемой литературы по тематическому блоку «Водичка, водичка»

(для воспитанников средней группы)

М. Яснов «Мы с мылом»

Потешка «Теплою водою», «Солнце рано утречком»

И.Демьянов «Заморашка»

А.Кондратьев «Зеркало»

Р.Сеф «Мыло»

Э. Мошковская «Уши»

И. Токмакова «Гном»

Р.Куликова «Мыло»

К.И Чуковский «Мойдодыр»

А.Барто «Девочка чумазая»

С. Капутикян «Хлюп-хлюп»

Ю. Тувим «Письмо ко всем детям по одному важному делу»

З. Александрова «Вкусная каша»


Библиографический список:

  1. Крулет М. В., Крулехт А. А., Образовательная область «Труд». Как работать по программе «Детство»: учебно-методическое пособие/ науч.ред.А.Г. Гогоберидзе.-СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 176с.
  2. УМЦ ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ» Методичка к дидактической кукле «Инна» с комплектом сезонной одежды и обуви.
  3. Деркунская В.А Образовательная область «Здоровье». Как работать по программе «Детство»: учебно-методическое пособие/ науч.ред.А.Г. Гогоберидзе.-СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 176с.