.
Здравствуйте, Гость
1
1
2
5
1
пользователей уже зарегистрировано!
Анонсы и новости
Новость
Ура! Фестиваль "Я ТВОРЮ МИР" открылся!
24.02.25
Анонс
Уникальная конференция "Наследие Победы: от СТЕМ-образования к технологическому суверенитету России" в ЗАТО Саров
19.02.25
Анонс
Конференция "Культурное наследие детям"
03.02.25
Все анонсы и новости

А.А. Семикина,

магистрант 2 курса ИППО ГАОУ МГПУ

г. Москва

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА ИННОВАЦИОННЫМИ СРЕДСТВАМИ ФИЛОЛОГИИ

 Речь не дарят нам при рождении, речевыми навыками нужно овладеть, постоянно их развивать и совершенствовать. Задача взрослых, а тем более обладающих педагогическим мастерством, - помочь ребенку пройти этот нелегкий путь формирования речевой культуры. А для ребенка с синдромом Дауна эта цель еще и осложняется постоянной борьбой с физическими и ментальными особенностями.

   Дети с особенностями развития предполагают  особый подход. Работая с детьми с синдромом Дауна, мы пришли к выводу, что в процессе обучения нет материала пройденного, есть материал отложенный, поскольку у них существует сложность переноса информации из кратковременной памяти в долговременную. Один и тот же усвоенный, казалось бы,  материал требует многократного повторения. Например, можно великолепно выучить пальчиковую игру и отточить все игровые элементы с ребенком с синдромом Дауна. Конечно, это будет дольше, чем с обычными детьми, но положительный результат будет достигнут обязательно. Но если именно тогда, когда кажется, что все удалось, ребенок пропускает занятия, то все возвращается на исходные позиции. При возобновлении занятий он приходит и смотрит, как в первый раз, на пальчиковую игру, в которую уже играл самостоятельно. Вот почему так важно, чтобы занятия не только были доступны ребенку, но и проводились систематически.

Синдром Дауна – это генетическая аномалия, возникающая в результате раздвоения одной из 23 пар хромосом, в результате чего хромосомный набор человека включает не 46, а 47 хромосом. Дети с данным диагнозом имеют определенные физические особенности, особенности обучения и развития речи. Именно речевое развитие детей с синдромом Дауна является наиболее сложным многофункциональным и многоуровневым процессом.

   Трудно переоценить вклад обучения в раннем возрасте для будущего развития ребенка. Именно раннее развитие создает интеллектуальную базу, которая станет прочным фундаментом для дальнейшего успешного обучения и развития речи.

Вопросы раннего речевого развития освещены в трудах многих известных  педагогов, психологов и методистов: Л.С. Выготского, К.Д. Ушинского, М. М. Алексеевой и пр. В их работах рассмотрены такие вопросы, как проблема понятия, особенностей,  форм, этапов и методов развития речи; влияние речи на социализацию и формирование навыков общения; важность грамотной речи и многие другие. Однако, как правило, их труды посвящены общим вопросам развития речи и ее становления, в то время как вопросы методологии и психолого-педагогические аспекты развития речи детей раннего возраста с синдромом Дауна не раскрыты.

В поиске ответов на интересующие нас вопросы в области развития речи детей раннего возраста и особенно коррекционно-развивающей работы с детьми с задержкой речи мы обратились к трудам методистов:  Ю.М. Забаровской, М.И.Лынской, О. С. Ушаковой и др. Наиболее важными для нас оказались научные традиции Лынской М.И. и ее идеи интегративного подхода к формированию навыков речевого общения, развития речи у детей раннего возраста  и преодоления задержки речевого развития.Особенное значение имеет представленный ею метод активации и развития речи у детей с нарушениями в развитии, основанный на практическом опыте. К тому же от речевого развития не отделимо и психическое, которое включает в себя развитие познавательной сферы ребенка (восприятие, внимание, память, воображение, мышление); формирование системы личностных отношений (эмоции, потребности, мотивы, установки, ценностные ориентации, направленность и т. д.); овладение системой разнообразных практических и умственных действий, обеспечивающих возможность продуктивной, творческой деятельности. Эти понятия легли в основу разработки содержания авторского учебно-методического комплекса.

Созданный учебно-методический комплекс включает в себя книжку-игрушку «КЛАД», книжку потешек «Фетрушка» и методические рекомендации для родителей и педагогов. Формат книжки-игрушки   как инструмент развития речи у детей с синдромом Дауна при соблюдении  методических рекомендаций оптимален для использования как в домашних условиях, так и на занятиях со специалистами. При создании учебно-методического комплекса были учтены особенности детей с данным диагнозом [1] для повышения эффективности обучения.

   Книжка потешек «Фетрушка» - это авторская разработка, воплощенная в соавторстве с Мяздриковой Е.Н., которая выполнена из тканных материалов и содержит инструкции-потешки в стихах и наглядные изображения этапов занятий.

Наполнение «Фетрушки» подбиралось с учётом следующих принципов: принцип наглядности, принцип доступности, системности и последовательности, новизны и традиционных способов раннего развития. В рамках учебно-методического комплекса были специально разработаны задания и упражнения направленные на развитие  речевых, моторных, артикуляционных навыков, а так же тактильных и визуальных впечатлений. Это способствует развитию активного и пассивного словаря, знакомит с понятиями формы, цвета, размера, веса и закрепляет их. В ходе выполнения заданий отработываются алгоритмы действий, которые потом переносятся на бытовую деятельность. В результате занятий с книжкой «Фетрушкой» повышается уровень психического развития ребенка и его социального взаимодействия, совершенствуются речевые навыки.

Приведем пример для занятия направленное на изучение цветов. Интересным, продуктивным и запоминающимся является упражнение «Овощи».

Овощей на свете много,

А у нас четыре!

Будем цвет их изучать

(Знания расширим).

Их из сумки доставай,

Расстегнув замочек,

Все ты овощи нашел?

Выложи в кружочек:

Красный – круглый помидор!

Огурец – зеленый!

Синий – толстый баклажан!

Желтый – лук веселый!

Вокруг сумки собрались,

Их сложи обратно

И замочек застегни

Очень аккуратно!

Зачитывая ребенку стих, взрослый повторяет все действия по инструкции-потешке.   Далее предлагается ребенку повторить действия самостоятельно, с использованием картинок-подсказок или на слух. [2]

Помимо развития мелкой моторики и изучения четырех основных цветов, из данного упражнения ребенок получает информацию о пространственных отношениях (вокруг), расширяет визуальный ряд (кружочек) и образное мышление. Также дети узнают понятие скорости действий и контроля (аккуратно), понятие счета до пяти:  четыре (овощи) и один (сумка).

Еще одним интересным и актуальным упражнением являются упражнения, знакомящие детей с понятием формы. В книжке потешек «Фетрушка» открываем последнюю страницу и, используя инструкцию-потешку, строим дом, четко проговаривая названия геометрических фигур, например:

По треугольной крыше

Труба взобралась выше,

И дверь, и сами стены –

Квадратики умело

На травке разместились.

Окошко прикатилось!

Забор – прямоугольники

По парам, словно школьники!

Круг может быть и солнцем,

Тогда дом без оконца...

В данном упражнения приведены примеры основных геометрических форм, их взаимодействие и свойства, а также отражение в реальном мире. Подобные упражнения расширяют знания об окружающем мире, развивают восприятие ребенка и, конечно же, способствуют развитию его речевых навыков, поскольку он пытается повторять все слова. В упражнении «Дом» есть и вторая инструкция-потешка с теми же геометрическими фигурами, но с другим алгоритмом постройки дома, что позволяет ребенку  познакомиться с понятиями вариативности и изменчивости через игру.

У книжки «Фетрушки» есть и дополнительная функция: развитие моторики. Польза развития тонких движений пальцев давно доказана. Потому не удивительно, что изначально «Фетрушка» возникла как дополнение к «КЛАДу»: необходимо было увеличить количество упражнений с мелкими деталями. И позже, в процессе апробации произошла ее трансформация в самостоятельное пособие, направленное на более глубокую проработку и развитие мелкой моторики.  На настоящий момент вся «Фетрушка» состоит из упражнений на отработку новых навыков и улучшение движений пальцев рук, что, как неоднократно было доказано исследованиями, тесно связано с  развитием ребенка.

Таким образом, помогая детям с синдромом Дауна овладеть речевыми навыками и повышая их уровень психического развития, мы создаем фундамент для успешной социализации, самореализации и интеграции в общество, что дает особенным детям шанс на обычную жизнь.

 

Список литературы:

1. Бруни М. Формирование  навыков  мелкой  моторики  у  детей  с  синдромом  Дауна:  Руководство  для родителей  и  специалистов.  /  Пер.  с  англ.  А.  Курт.

–  М.:  Благотворительный  фонд  «Даунсайд  Ап», 2009. – 216 c.

2. Жиянова П. Л. Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна: пособие для родителей. – М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2010. – 140 с

3. Лынская М.И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий. Пособие для учителя-дефектолога. — М. : Парадигма, 2015. — 128 с.