Картотека игровых образовательных ситуаций
с куклой Инной
Тематический цикл
«Я одеваться сам могу»
(для воспитанников второй младшей группы)
Картотека разработана на основе методического пособия «Кукла Инна» (УМК ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ»). Кукла Инна является главным персонажем сюжетов, описанных в карточках. Она вводит детей в процесс игр-экспериментирований с определённым предметом на основе заданного сюжета. Организуя общение, педагог с помощью куклы интегрирует познавательную и игровую деятельность детей. Необходимость интеграции диктуется тем, что процесс познания у детей четвертого года жизни определяется практическими потребностями. Коллективные игры, а также индивидуально-дифференцированный подход позволяют воспитателю помочь ребёнку максимально реализовать свои познавательный и личностный потенциал. Для эффективного освоения процессов одевания, раздевания, правильного складывания вещей игровые образовательные ситуации многократно повторяются с некоторым изменением и усложнением: включение новых предметов, более детальное их рассмотрение, переход инициативы от взрослого к ребёнку.
Цель:
создание условий для приобщения воспитанников к освоению процессов самообслуживания и устойчивой потребности вести здоровый образ жизни посредством организации игровой деятельности.
Задачи:
- обогащать представления детей о процессе одевания и раздевания, атрибутах и основных действиях, сопровождающих их в процессе игры;
- совершенствовать умения правильно совершать процессы одевания и раздевания при незначительном участии взрослого в игровых ситуациях;
- поддерживать положительное настроение ребёнка на выполнение элементарных гигиенических процессов, радости от самостоятельных и совместных действий и их результатов (я правильно оделся и разделся, одежда сложена аккуратно, «Я – молодец!»);
- развивать интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения.
Для закрепления умений, приобретённых в ходе игр, рекомендуется привлекать родителей воспитанников. Воспитатель предлагает родителям дома вовлекать детей в работу по уходу за одеждой и обувью, предоставлять ребёнку возможность самостоятельно одеваться и раздеваться. Педагог рекомендует родителям привлекать ребёнка к уборке обуви на хранение. Для закрепления знаний о видах одежды и развития мелкой моторики рук можно предложить игры с бумажными куклами: создать семью, развернуть сюжет, самим вырезать из предложенной педагогом книги одежду, соответствующую сюжету. Для усложнения можно самим нарисовать и вырезать недостающие предметы одежды.
Игровая образовательная ситуация «Оденем куклу Инну на прогулку»
Задачи: развивать умения переносить знакомые действия с куклой в новые игровые ситуации, выполнять действия в соответствии с ролью, выполнять в игре два-три последовательных действия.
Материалы: кукла Инна и другие куклы с комплектом одежды для каждой (шапка, колготки, обувь, пальто, шарфик).
Ход игры: Воспитатель проводит игру с помощью куклы Инны. У детей куклы, каждая с комплектом одежды.
Воспитатель: Инна уже позавтракала. Сейчас я её буду одевать на прогулку. «Ребята, а у ваших кукол есть одежда? Давайте вместе одевать их на прогулку. Что будем одевать сначала?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, колготки. Моя кукла маленькая, у неё маленькие колготки. А у тебя - большая, какие ей нужны колготки?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, большие.
Воспитатель: На улице холодно. Что еще мы должны надеть на кукол?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, теплую кофточку, шапку, пальто или шубку.
Дети продолжают одевать кукол, называя размер и цвет одежды.
Кукла Инна: Молодцы, ребята, теперь мы не замёрзнем на прогулке. Послушайте стихотворение.
«Я кукла Инна маленькая
На мне шубка зелёненькая,
Опушка бобровая,
Сама я чернобровая».
Воспитатель: Теперь обуем сапожки. Какие сапожки будем обувать куклам?
Дети обувают куклам сапожки, называя их размер и цвет.
Один из детей рассказывает стихотворение Е. Благининой «Новая одежда».
«Наденем на ножки
Новые сапожки,
Пустим по дорожке.
Будет доченька ходить,
Сапожки новые носить».
При повторении игры с другими детьми можно спеть песню «Кукла» (муз. М.Старокодомского, сл. О.Высотской).
Игровая образовательная ситуация «Научим куклу Инну раздеваться после прогулки»
Задачи: продолжать учить выполнять в игре два-три последовательных действия с куклой (кукла гуляла, пришла домой, будет раздеваться, умываться и т.д.).
Материалы: кукла Инна и другие куклы, одетые на прогулку, шкаф для кукольной одежды.
Ход игры:
Этапы раздевания сопровождаются отрывками из стихотворений.
Воспитатель: Дети, куклы вернулись с прогулки. Что теперь нужно сделать?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, снять сапожки.
«Снимем с ножки
Новые сапожки».
У Инны маленькие, красные сапожки, а у ваших куколок какие сапожки?
Дети рассказывают, какого размера и цвета сапожки у их кукол.
Воспитатель: Куда мы поставим сапожки?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, в шкафчик. Что еще нужно сделать?
Воспитатель: Правильно, раздеться. Давайте расскажем им, в каком порядке надо раздеваться. Сначала развязываем шарф.
«Развязали Катеньке
Шарфик полосатенький». (А.Барто «Катя в яслях»)
Куда надо положить шарфик?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, на полку в шкаф.
«Вещи надо убирать
Не придется их искать». (А.Барто «Маша-растеряша»)
А сейчас, что мы поможем снять нашим куклам?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, шубу.
«Моя Инна маленькая,
На ней шубка зелёненькая,
Опушка бобровая,
Инна чернобровая»
Кто расскажет эту потешку своей куколке? Ей будет приятно.
Дети рассказывают потешку куклам.
Воспитатель: Куда мы повесим шубу?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, в шкафчик. Что еще надо снять?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, колготки. У Инны маленькие красные колготки, а у ваших кукол какие?
Дети рассказывают, какого размера и цвета колготки у их кукол.
Воспитатель: Куда надо положить колготки?
Дети: Ответы детей.
Кукла Инна: Всё, разделись, вещи в шкафчик положили! Теперь пошли играть!
Дети: Нельзя.
Кукла Инна: Почему нельзя?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, забыли надеть сандалики!
«Вот они сандалики
У нашей Инны-крошки.
Этот с правой ножки,
Этот с левой ножки». (Е. Благинина «Научи обуваться и братца»)
Кукла Инна: Теперь уже можно идти играть?
Дети: Нельзя.
Кукла Инна: Почему же нельзя?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, надо умыться и вымыть руки.
Кукла Инна: Я поняла, после прогулки надо обязательно мыть руки, чтобы сохранить здоровье.
Игровая образовательная ситуация «Тёплая шапочка куклы Инны»
Задачи: расширять представления детей о предметах одежды и их значении; учить рассматривать предмет, вычленяя части и назначение каждой части; обучать умению определять качества ткани на основе простейшего сенсорного анализа; развивать умение включаться в диалог.
Материалы: кукла Инна с комплектом сезонной одежды (зима).
Ход игры:
Педагог подключается к игре детей с куклами в игровом уголке,
вносит куклу Инну и предлагает куклам погулять на улице.
Воспитатель: Дети, посмотрите в окно, на улице холодно, дует ветер! Что лучше одеть нашей кукле, чтобы не замёрзнуть?
Дети с воспитателем открывают шкаф с одеждой для куклы Инны, рассматривают вещи.
Кукла Инна выбирает зелёную шубку, жёлтые брючки и летнюю панаму.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая красивая панама у Инны, но будет ли тепло Инне в такой шапочке?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, в панаме Инна замёрзнет. У меня есть подарок для нашей куклы.
Дети вместе с воспитателем и куклой достают коробочку-сюрприз, где лежит шапочка.
Воспитатель: Ребята, что это?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Давайте наденем эту шапочку на нашу куклу.
Кукла смотрит в зеркало, радуется обновке.
Кукла Инна: Какая красивая шапочка, как она мне идёт. А какого цвета шапочка?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель снимает шапочку, прикладывает её к шубке.
Воспитатель: Шапочка - зелёная, а шубка какого цвета?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, тоже зелёная, они подходят друг другу. Давайте наденем кукле шапку. Хорошо ли она держится на голове куклы? А что это у шапочки?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, ушки. А у детей есть ушки? Покажите ваши ушки. Давайте хором скажем «У-шки». Для чего нужны ушки на шапочке, кто догадался? Что они закрывают?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, они закрывают уши, чтобы не замёрзли. А что на концах ушек?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Верно, завязки. Давайте мы их завяжем. Инна, покачай головой.
Кукла качает головой, демонстрируя, что шапка не упадёт.
Воспитатель: А теперь развяжем завязки и посмотрим, что произойдет, если покачать головой.
Кукла Инна качает головой, шапочка падает.
Воспитатель: Значит, для чего нужны завязки?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, чтобы шапочка крепко держалась на голове. А из чего сшита шапочка?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, из ткани. А какая ткань?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Верно, плотная.
Кукла Инна: Какая тёплая шапочка, теперь я не замёрзну.
Дети вместе с педагогом делают вывод о назначении шапки для прогулки в зимний период.
Игровая образовательная ситуация «Каждая ножка – в свой домик»
Задачи: учить детей самостоятельно надевать колготки, видеть части одежды и правильно выполнять действия в соответствии с поставленной задачей; обеспечить фиксацию внимания ребёнка на последовательности действий и способах контроля; вызвать у воспитанников положительные эмоции, связанные с достижением успеха в деятельности по самообслуживанию.
Материалы: кукла Инна с комплектом сезонной одежды (зима), колготки воспитанников.
Ход игры:
Игра проводится индивидуально, возможен подгрупповой вариант.
Воспитатель предлагает детям показать кукле Инне, какие красивые колготки у них есть.
Воспитанники берут колготки и садятся на стульчики.
Воспитатель: Ребята, кукла Инна пришла посмотреть, какими мы с вами стали взрослыми, и какие успехи в одевании колготок мы с вами делаем.
Кукла Инна: А я уже научилась надевать колготки и сейчас расскажу вам, как это делать. Найдите на колготках 1 и 2 полоски. Нашли? Молодцы! Двумя полосками приложите к себе. Теперь надевайте: каждую ножку в свой домик, а чтобы пяточка сразу попала на свое место сделайте «гармошку».
Воспитатель: Спасибо, Инна. Ребята, берите в руки колготки. Какая ножка будет первой в домик прятаться?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Хорошо, делайте ей «гармошку».
При затруднении педагог помогает детям, предлагает повторить действие.
Воспитатель: А теперь покажи кукле Инне «гармошку» для другой ножки. Каждой ножке – своя…(гармошка).
Педагог побуждает завершить фразу, а потом повторить её.
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, теперь покажите кукле Инне обе ножки в своих домиках. Прячьте свои ножки в домики, подтягивайте колготки до коленок. А теперь вставайте и берите колготки за резиночки и натяните на пояс.
Кукла Инна: Молодцы, ребята, у вас хорошо получается.
Дети вместе с воспитателем делают вывод о последовательности одевания колготок.
При необходимости процесс повторяют.
Игровая образовательная ситуация «Мы рады весне»
Задачи: закрепить представление детей о времени года «весна», её признаках; расширить представление о предметах одежды в весенний период; учить различать сезонную одежду по основным признакам; расширять активный словарь детей; развивать логическое мышление.
Материалы: кукла Инна, одетая в зимнюю одежду, с комплектом сезонной одежды (весна).
Ход игры:
Игра проводится индивидуально, возможен подгрупповой вариант.
Педагог обращает внимание детей на куклу Инну, она капризничает.
Воспитатель: Инна, Почему ты капризничаешь, что случилось?
Кукла Инна: Мне жарко.
Воспитатель: Ребята, почему кукле жарко?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, на улице наступила весна. Как нужно одеваться весной?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Верно, давайте выберем для куклы правильную одежду и обувь.
Дети раздевают куклу, выбирают и примеряют одежду, подходящую для весны. Рассматривают одежду, выясняют, из какого материала она сделана, делают совместно с воспитателем элементарные выводы, почему именно этот материал. Педагог объясняет, что правильно по сезону подобранная одежда предназначена для укрепления и сохранения здоровья.
Игровая образовательная ситуация «А варежки – последние»
Задачи: учить детей последовательно одевать вещи; сделать вывод, что в варежках неудобно одеваться, поэтому их надевают последними.
Материалы: кукла Инна, зимняя одежда, варежки.
Ход игры:
Кукла Инна предлагает детям надеть варежки, после чего помочь ей одеться на прогулку.
Дети экспериментируют, пытаются одеть куклу последовательно на прогулку.
Делают вместе с педагогом вывод, что в варежках неудобно одевать куклу,
поэтому при одевании мы одеваем варежки последними.
Воспитатель: Ребята, для чего мы с вами надеваем варежки?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, чтобы ручки не мёрзли. В какую погоду мы надеваем варежки?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Правильно в холодную, потому что когда замерзают руки, это очень опасно. Руки переохлаждаются, и человек может заболеть. Если вы все-таки забыли варежки, то ручки можно согреть вот так.
Педагог показывает несколько способов согревания рук, дети повторяют приёмы.
Кукла Инна: Берегите своё здоровье и носите варежки. Только надевайте их самыми последними.
Игровая образовательная ситуация «Мы рады лету»
Задачи: обогащать знания детей о времени года «лето», его признаках; расширить знание детей о предметах одежды в летний период; развивать умение рассматривать сезонную одежду, выделяя её по основным признакам; расширять активный словарь детей, развивать логическое мышление.
Материалы: кукла Инна с комплектом сезонной одежды (лето).
Ход игры:
Игра проводится индивидуально, возможен подгрупповой вариант.
Педагог обращает внимание детей на куклу Инну, которая одета в шубку и сапожки.
Воспитатель: Инна, а почему ты в шубе, ведь на улице лето?
Кукла Инна: А какая разница, в чём гулять?
Воспитатель: Ребята, кукла Инна хочет выйти с нами на прогулку. Объясните, пожалуйста, ей, почему летом в шубе и сапожках не гуляют.
Дети: Ответы детей.
Кукла Инна: Понятно, мне будет очень жарко. Помогите мне, пожалуйста, выбрать одежду на прогулку.
Дети совместно с воспитателем выбирают и примеряют одежду, подходящую для лета.
Воспитатель: Какие вещи мы наденем на Инну?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Верно, трусы, платье, панаму. Давайте посмотрим, из какого материала сшита одежда. А какого цвета летние вещи у куклы?
Дети рассматривают одежду, выясняют, какого она цвета, из какого материала сшита.
Воспитатель: А что мы обуем на ножки Инны?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Да, сандалики. Мы свами правильно подобрали одежду и обувь для Инны, в ней не жарко, она не стесняет движения, защищает от солнца.
Кукла Инна: Спасибо, ребята, теперь я знаю, что правильно подобранная одежда предназначена для укрепления и сохранения здоровья.
Игровая образовательная ситуация «Мы рады осени»
Задачи: расширять знания детей о времени года «осень», её признаках; расширить представление о предметах одежды в осенний период; развивать умение рассматривать сезонную одежду, выделяя её по основным признакам; расширять активный словарь детей, развивать логическое мышление.
Материалы: кукла Инна с комплектом сезонной одежды (осень).
Ход игры:
Игра проводится индивидуально, возможен подгрупповой вариант.
Воспитатель предлагает детям убрать игрушки и собираться на прогулку.
В этот момент кто-то стучит. Это – кукла Инна.
Кукла Инна: Я тоже хочу погулять с вами. Пальто уже надела, а что ещё надевать, я не знаю.
Воспитатель: Ребята, давайте поможем кукле Инне правильно одеться на осеннюю прогулку. Как мы можем помочь кукле?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, мы наденем на Инну вещи по сезону. Давайте выберем из её гардероба нужные одежду и обувь.
Дети выбирают вещи по аналогии со своей одеждой.
Рассматривают одежду, выясняют, из какого материала она сделана, какого цвета вещи.
Педагог объясняет, что правильно подобранная по сезону одежда предназначена
для укрепления и сохранения здоровья.
Кукла Инна: Спасибо, ребята, теперь я знаю, что осенняя одежда служит защитой от ветра и дождя, чтобы мы не заболели.
Игровая образовательная ситуация «Мы рады зиме»
Задачи: закреплять представление детей о времени года «зима», её признаках; расширить представление о предметах одежды в зимний период; развивать умение рассматривать сезонную одежду, выделяя её по основным признакам; расширять активный словарь детей.
Материалы: кукла Инна с комплектом сезонной одежды (зима).
Ход игры:
Игра проводится индивидуально, возможен подгрупповой вариант.
Воспитатель предлагает детям собираться на прогулку.
Воспитатель: Вот и наступила зима. Сегодня мы свами пойдем кататься на санках.
Кукла Инна: Я тоже хочу гулять и кататься на санках. Но я не знаю, как нужно одеться на прогулку, чтобы не замерзнуть и не заболеть.
Воспитатель: Ребята, давайте пойдём в раздевалку и покажем кукле Инне, как нужно одеваться на прогулку, какие вещи нужно обязательно надеть.
Дети одеваются на прогулку, вместе с ними педагог одевает куклу.
Воспитатель: Расскажите нам с Инной, пожалуйста, какая у вас одежда, для чего её нужно надевать, из какой ткани она сделана.
Дети: Ответы детей.
Одеваясь, дети рассказывают о своей одежде и рекомендуют Инне последовательность одевания.
Рассматривают одежду, выясняют, из какого материала она сделана, какого цвета вещи.
Педагог рассказывает о необходимости сохранять здоровье с помощью правильно подобранной одежды.
Кукла Инна: Спасибо, ребята, теперь я знаю, как правильно одеваться на зимнюю прогулку, чтобы не заболеть.
Дети берут куклу на прогулку, катают на санках.
Игровая образовательная ситуация «Мы теперь умеем сами на прогулку одеваться»
Задачи: закрепить последовательность и способы рационального выполнения действий; обучить элементарному самоконтролю по предметно-схематическому моделированию одевания на прогулку; воспитывать гуманные способы поведения в совместной со сверстниками деятельности (предложить помощь, поблагодарить).
Материалы: кукла Инна с комплектом сезонной одежды, предметно-схематическая модель одевания на прогулку (предметные картинки с изображением следующих предметов одежды: колготки, носочки и сапожки, свитер, шапочка, куртка и шарфик).
Ход игры:
Игра проводится в раздевальной комнате во время сбора детей на прогулку. Детей встречает кукла Инна.
Кукла Инна: Ребята, куда это вы собираетесь?
Дети: Ответы детей.
Кукла Инна: Прогулка – это хорошо, погода просто сегодня замечательная. А что это у вас за картинки висят на стене?
Воспитатель: Давайте объясним Инне, зачем нужны эти картинки.
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Ребята правы, если ты, Инна, забудешь, что дальше одевать, картинки тебе помогут и подскажут. А наши дети научились сами одеваться на прогулку.
Кукла Инна: Неужели они не смотрят на картинки?
Воспитатель: Посмотри и сама убедись.
Дети самостоятельно одеваются, кукла активно сопереживает им, подбадривает.
Замечая ошибки, спрашивает, как их исправить.
Кукла Инна: Ой, у тебя ботиночки поссорились, носочки в разные стороны смотрят. Как же их помирить? Свитер одел, молодец, а что дальше? Поможешь мне? Как узнать если забыл?
Дети: Ответы детей.
Конструируя возникшую образовательную ситуацию, воспитатель с помощью куклы помогает детям осознать способы самоконтроля, побуждает их помогать друг другу, стимулирует их эмоциональную отзывчивость, обращает внимание на старание, желание помочь товарищу. При этом похвала должна быть заслуженной, вызывать желание преодолевать возникшие трудности.
Кукла Инна: Молодцы, ребята, у вас всё получается, вы научились одеваться без картинок.
Примерный список рекомендуемой литературы по тематическому блоку «Я одеваться сам могу!»
(для воспитанников младшей группы)
Потешки:
«Уж я косу заплету»
«Где мой пальчик?»
«Мне уде четыре года»
«Завяжу потуже шарф»
«Вот они сапожки»
«Мы гулять идем»
Художественные произведения разных авторов.
В. Бардадым «Вот как Галю одевали»
Г. Лагздынь «Одевали малыша»
С. Капутикян «Пожалейте нас»
Э Машковская «Митя и рубашка»
Е. Благинина «Как у нашей Ирки»,
«Научу обуваться я братца»
В. Зайцев «Я одеваться сам могу»
И. Муравейка «Я сама!»
Н. Павлова «Чьи башмачки?»
Картотека игровых образовательных ситуаций с куклой Инной
Тематический цикл
«Я одеваться сам могу»
(для воспитанников средней группы)
Для поддержания естественного роста познавательных интересов детей к предметам, окружающим их в повседневной жизни, методическое пособие «Кукла Инна» (УМК ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ») используется и в средней группе. Для этого пособие пополнено мнемотаблицами «Уход за обувью», «Уход за одеждой». Дополнительно используются кукольный зонтик, фартук и косынка для дежурства. В ходе образовательных ситуаций дети знакомятся с разными материалами, которые используются для изготовления одежды и обуви куклы (резина, кожа, ткань разной фактуры). Под руководством взрослого дети делают простейшие выводы относительно функциональных возможностей различных предметов одежды.
Цель:
Создание условий для приобщения воспитанников к освоению процессов самообслуживания и устойчивой потребности вести здоровый образ жизни посредствам организации игровой деятельности.
Задачи:
- способствовать формированию осознанного ребёнком способа безопасного поведения в предметном мире;
- учить рассматривать предметы, выделяя особенности их строения, связывая их качества и свойства с назначением, разумным способом поведения в разных видах детской деятельности;
- способствовать развитию самостоятельности, желания брать на себя повседневные трудовые обязанности, включая повседневные трудовые дела в условиях детского сада и семьи;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость, сопереживание, добросовестное и ответственное отношение к делу, товарищество и другие личные качества.
Необходимо привлекать родителей воспитанников к закреплению умений, приобретённых детьми в ходе игр, в домашних условиях. Воспитатель предлагает родителям предоставлять ребёнку возможность самостоятельно одеваться и раздеваться, вовлекать детей в процессы по уходу за одеждой и обувью. Кроме того, в беседе с родителями рекомендуется хвалить детей, которые освоили алгоритм сервировки стола и предлагается закрепить полученные знания дома. Педагог объясняет, что трудовые процессы воспитывают самостоятельность, ответственность, дружеское взаимопонимание между членами семьи.
Игровая образовательная ситуация «Путешествие в Страну обуви»
Задачи: закрепить обобщающее понятие «обувь»; развивать способность к классификации; упражнять в умении сравнивать предметы, находя признаки сходства и различия; обогатить словарь новыми словами; развивать связную речь и способность доказывать свое мнение; воспитывать бережное отношение к вещам как результатам труда человека.
Материалы: кукла Инна, виды обуви по сезонам (зимние и резиновые сапоги, туфли, ботинки, босоножки, домашние тапочки), картинки домов по количеству видов обуви.
Ход игры:
На столе «улица» из картинок домов, за каждым из которых стоит один вид обуви.
Дети и воспитатель с куклой Инной находятся в другой стороне группы.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам пришла кукла Инна. Расскажи нам, где ты была?
Кукла Инна: Я была в Стране обуви. Хотите попасть туда?
Дети: Ответы детей.
Кукла Инна: Тогда идите за мной.
Все подходят к «улице».
Кукла Инна: Вот она – Страна обуви. А хотите познакомиться с её жителями?
Дети: Ответы детей.
Кукла Инна: А чтобы узнать, кто живёт в каждом домике, нужно отгадать загадки. Вот первая:
Выпал снег. Замёрзли ножки.
Нужно нам обуть...(сапожки).
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, сапожки (убирает домик перед зимними сапогами). А какие бывают сапожки? Из чего их делают? Когда их носят?
Педагог с детьми обсуждают особенности сапог:
сделаны из кожи, с меховой подкладкой, застежка – молния или липучка,
вид: мужская, женская, детская; носят зимой и т.п.
Кукла Инна: А это что за житель?
Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки.
В них мы бегаем зимой:
Утром – в школу, днём – домой.
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Верно, валенки.
Подробно обсуждаются особенности валенок.
Воспитатель: Мы знаем, что носят зимой. А теперь узнаем, что носят весной и осенью. Инна приготовила нам ещё одну загадку.
Кукла Инна: Если дождик, мы не тужим –
Бойко шлепаем по лужам.
Будет солнышко сиять –
Нам под вешалкой стоять.
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, резиновые сапожки (убирает домик перед резиновыми сапогами). Какого они цвета? Зачем нужны высокие голенища? Почему подошва ребристая?
Подробно обсуждаются особенности резиновых сапог.
Воспитатель: А какую обувь носят весной и осенью, когда нет дождя?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, ботинки и туфли (убирает домики перед ними).
Педагог с детьми обсуждают особенности ботинок и туфель:
есть каблучок, высокий или низкий, широкий он или тонкий, есть ли язычок, шнурки или молния,
из какого материала сделана обувь, кто носит эту обувь (взрослые, дети, женщины, мужчины) и т.п.
Воспитатель: Мы выяснили, какую обувь носят зимой и весной. А что мы носим летом?
Кукла Инна: Что же летом на ногах?
Летом жарко в сапогах!
Чтобы рады были ножки,
Я надену...(босоножки).
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Верно, босоножки (убирает домик перед босоножками). Какого они цвета? Кто их носит? Из какого они материала? Почему они открытые.
Подробно обсуждаются особенности босоножек.
Воспитатель: Ребята, у нас остался ещё один неизвестный житель страны обуви. Кто же он?
Кукла Инна: Не разлить друзей водой.
За одним идёт другой.
Целый день слетают с пят.
Под кроватью ночью спят.
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, тапочки (убирает последний домик перед тапочками).
Подробно обсуждаются особенности тапочек:
какого они цвета. когда их носят (дома), из какого они материала и т.п.
Воспитатель: Ребята, мы познакомились с жителями Страны обуви. А теперь поиграем с Инной в игру «Бывает не бывает».
На коврограф вывешиваются картинки с изображением разного вида обуви. Педагог задаёт вопросы:
- Какие бывают каблуки? (высокие, низкие)
- Бывает ли обувь без каблуков? (чешки, тапочки, обувь на платформе)
- Какие бывают у обуви носки? (острые, тупые)
- Бывает ли обувь без носков? (да, босоножки, сандалии)
- Какие бывают голенища? (высокие, низкие)
- Какие бывают застежки на обуви? (шнурки, молнии, липучки, крючки, ремешки)
- Как называется обувь, у которой внутри мех? (зимняя)
- Как называется обувь без меха? (летняя, осенняя, весенняя)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Мы выяснили, что обувь бывает с каблуками и без, с носками и без них. А вот без какой части обуви не бывает?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, без подошвы. Почему? Зачем нужна подошва?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Она защищает наши подошвы от повреждений. А что мы называем обувью? Зачем она нужна человеку?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, обувь надевают на ноги, она их защищает. Правильно подобранная обувь помогает сохранить здоровье.
Кукла Инна: Ребята, предлагаю вам дома с родителями составить небольшой рассказ о жителях Страны обуви и нарисовать к нему картинку.
Странички с рассказами подшиваются в книжечку «Страна обуви».
Игровая образовательная ситуация «Как ухаживать за обувью»
Задачи: уточнить и систематизировать детские представления о важности и способах ухода за обувью; воспитывать аккуратное и бережное отношение к обуви.
Материалы: кукла Инна, обувь и предметы ухода за обувью (крем, щётки, рожки, коробка для хранения обуви).
Ход игры:
Игра проводится в раздевалке подгруппами по 4-5 человек.
Каждая группа детей в разные временные промежутки получает письмо от игрового персонажа куклы Инны. В письме нарисован план, на котором указаны время и место встречи (раздевалка).
Воспитатель: Здравствуй, Инна. Интересно, почему ты нам назначила встречу именно здесь?
Кукла Инна: Здравствуйте, мои друзья. Вы знаете, что я живу у вас в группе, и у меня много друзей среди ваших игрушек и вещей. Я много знаю о них историй, веселых и грустных. Хотите, я расскажу одну из них? Тогда слушайте внимательно.
Жили – были два братца по фамилии Тапочкины, и звали их Правый и Левый. Целый день они ходили, бегали, прыгали, а ночевать оставались в своем домике-шкафчике. И когда наступала ночь, братцы начинали разговаривать друг с другом «Ох – говорил Правый, – совсем задник стоптался, вечно наш хозяин торопится, никогда не поправит». «Да, – вздыхал Левый, – не повезло нам с хозяином. Совсем мы с тобой некрасивыми стали, скоро от нас избавятся».
Воспитатель: Интересная история. Ребята, как вы думаете, почему Тапочкины жалуются? Что не так делает их хозяин?
Дети: Ответы детей.
Обсуждая историю, дети приходят к выводу, что хозяин тапочек совсем о них не заботится.
Тапочки будут служить долго, если не стаптывать задники, а аккуратно поправлять их пальчиком, когда надеваешь.
Кукла Инна: А вот ещё одни мои грустные друзья – кожаные ботинки (показывает на грязные, не чищеные ботинки), они убежали от своего хозяина.
Воспитатель: Да, Инна, ты права. Это очень некрасиво, когда обувь грязная и стоптанная.
Кукла Инна: Ребята, но у меня ещё есть друзья. Я вам загадаю загадку, а вы скажете, кто мои весёлые друзья.
В ясный день сидим мы дома.
Если дождь – у нас работа.
Топать, шлепать по болотам.
Дети: Ответы детей.
Кукла Инна: Верно, резиновые сапоги (показывает чистые сапоги). Им очень повезло, у них прекрасный хозяин, который, придя домой, их сразу моет, и о котором поэт Владимир Маяковский сказал:
Этот чистит валенки,
Моет сам калоши.
Он хотя и маленький,
Но вполне хороший.
Воспитатель: Какие разные хозяева. Ребята, а вы как относитесь к своей обуви?
Дети: Ответы детей.
Кукла Инна: А чтобы вы знали, как правильно ухаживать за обувью, я принесла специальные картинки, которые помогут вам ничего не забывать и все делать по порядку (показывает на мнемотаблицу по уходу за обувью).
Воспитатель: У нас есть специальные помощники для ухода за обувью – рожок, тряпочка, крем. Давайте попробуем почистить обувь, глядя на таблицу.
Дети чистят обувь, применяя полученные знания на практике. При затруднении педагог помогает им.
Кукла Инна: Молодцы, ребята, у вас хорошо получается. А знаете ли вы, как нужно хранить обувь, которую вы уже не носите?
Дети: Ответы детей.
В ходе беседы уточняется, что коробки, в которых принесена обувь из магазина, не нужно выбрасывать.
В них нужно положить предварительно почищенную и помытую обувь, которую не будут носить длительное время.
Дети укладывают почищенные ботики в коробку.
Кукла Инна: А теперь расскажите, пожалуйста, что вы узнали об уходе за обувью.
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, снимать и одевать обувь нужно аккуратно, развязывая шнурки, придерживая руками задники. После прогулки обувь нужно почистить и помыть. Если обувь долго не носят, её нужно хранить в обувных коробках в чистом виде.
Игровая образовательная ситуация «Как правильно одеваться»
Задачи: закрепить обобщающее понятие «одежда»; раскрыть назначение одежды (домашняя, повседневная, праздничная); учить классифицировать предметы близких видов на основе родового признака; активизировать словарь детей; воспитывать желание одеваться со вкусом.
Материалы: кукла Инна, небольшой чемодан с предметами кукольной одежды для всех сезонов, сюжетные картинки с изображением людей на улице в разные времена года.
Ход игры:
Занятие может проводиться как со всей группой, так и по подгруппам. Можно проводить в любое время года.
Кукла Инна сидит, рядом с ней чемодан, доверху наполненный одеждой для всех сезонов года.
Воспитатель: Инна, что случилось, почему у тебя чемодан?
Кукла Инна: Я получила приглашение от своих друзей приехать к ним в гости на праздник. Вещи я собрала, но не могу закрыть чемодан. Вы мне не поможете? Давайте все вместе сядем на крышку чемодана, может тогда он закроется!
Воспитатель: Ребята, как мы можем помочь Инне?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, ломать чемодан не нужно, лучше посмотреть и подумать, все ли вещи понадобятся в поездке. Давайте достанем вещи и посмотрим на них (педагог достаёт вещи из чемодана). Инна, сейчас зима (весна, лето, осень), зачем тебе все вещи? Ведь ты едешь в гости на неделю.
Кукла Инна: Я решила, что мне понадобится вся моя одежда. Что же я сделала не правильно?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Верно, одеваться нужно по сезону. Сколько у нас времён года? Назовите их.
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, четыре. А как мы одеваемся весной и осенью? Почему?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, одинаково, потому что погода весной и осенью примерно одинаковая. На сколько частей мы разделим гардероб Инны?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Верно, на три части.
Дети под руководством педагога раскладывают вещи в соответствии с сезонами,
обсуждая отличия и особенности одежды с использованием наводящих вопросов:
- Как называется эта вещь?
- Какого она цвета?
- Из какого материала сделана эта вещь?
- Как называется всё то, что лежало в чемодане у Инны (одежда)?
- Как вы догадались, что все эти такие разные вещи – одежда?
- Зачем человеку нужна одежда?
- Почему люди носят разную одежду?
- Как одежда людей зависит от времени года?
Педагог обращает внимание детей на картинки с изображением людей на улице в разные времена года.
- Посмотрите на эту картинку (лето), какое время года изображено?
- Как вы догадались? Определите по одежде людей, что это лето? (на голове у детей панамки, сарафаны, шорты и т.д.)
- От чего должна защищать человека летняя одежда? (от яркого солнца, ожог – это вредно для здоровья, ходить без одежды неприлично).
- Осенью погода меняется, становится прохладно, дождливо, пасмурно. Какую одежду люди носят осенью? (свитера, куртки с капюшонами, шарфы, шапки, легкие перчатки).
- В какое время года еще носят такую одежду? (весной).
- От чего защищает одежда людей осенью и весной? (ветер, дождь).
- За осенью незаметно приходит какое время года? (зима).
- Правильно, зима. Какую одежду нужно надевать зимой, чтобы ни простудится и не заболеть?
- От чего защищает одежда людей зимой? (от мороза, холода).
Воспитатель: Мы разложили вещи Инны по сезонам. Сейчас зима (весна, лето, осень), значит мы положим в чемодан зимнюю (весеннюю, летнюю, осеннюю) одежду.
Дети складывают в чемодан соответствующую одежду.
Воспитатель: Ребята, Инна едет на праздник. Какую одежду мы забыли ей положить?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, нарядную. А как нужно выбирать нарядную одежду?
Обсуждаются особенности нарядной одежды (цветовая гамма, качество ткани, фасоны, что с чем лучше сочетается).
Кукла Инна: Я поняла, одежда защищает человека в любое время года и помогает сохранить здоровье. А ещё она украшает нас в торжественные моменты. Спасибо вам, ребята, что помогли мне собраться, теперь чемодан закрывается. Я расскажу своим друзьям, какие вы молодцы.
Игровая образовательная ситуация «Как заботиться о своей одежде»
Задачи: уточнить представление детей о бережном отношении к одежде, необходимости её чистить, гладить, стирать, убирать на место и аккуратно складывать; помочь приобрести необходимые знания и умения, позволяющие ребёнку войти в реальные трудовые связи с близкими для разделения забот по ведению домашнего хозяйства; воспитывать умение включаться в диалог с взрослыми и сверстниками; воспитывать бережное отношение к вещам.
Материалы: кукла Инна, мятая одежда, гладильная доска, утюг, щётка для чистки одежды.
Ход игры:
Ситуация организуется в игровом уголке, где создана обстановка полного беспорядка (вещи мятые, небрежно лежат).
Кукла Инна, которая сидит в грязном платье с оторванной пуговицей, приглашает детей в гости.
Кукла Инна: Заходите, ребята. Сейчас мы будем играть и пить чай.
Воспитатель: Инна, что с тобой случилось? Почему ты такая неопрятная? Почему у тебя вещи валяются?
Кукла Инна: Я гуляла на улице, запачкалась, пуговица оторвалась. Сейчас сниму грязное платье, положу его в шкаф, надену чистое, и всё будет в порядке.
Воспитатель: Ребята, разве Инна права?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, носить одежду нужно аккуратно, ей нужен каждодневный уход. Если вы в спешке бросили снятое платье, или, гуляя не следили за чистотой одежды, то на одежде появятся грязные пятна, одежда будет в складках, и ее потом придётся стирать и гладить. Давайте поможем Инне навести порядок в уголке, и переоденем её.
Дети под руководством педагога наводят порядок, воспитатель задаёт вопросы:
- Для чего нужны плечики? (на них вешают одежду, чтобы она не мялась).
- Можно ли складывать грязную одежду в шкаф? (нельзя, её нужно сначала постирать, потом погладить, затем аккуратно сложить в шкаф).
- У Инны на подоле платья грязь, и оно мокрое. (нужно просушить платье, а потом почистить специальной щёткой для одежды).
- Какой ещё предмет одежды нужно чистить щёткой? (брюки, подол пальто, подол юбки).
- У Инны не только грязная одежда, но есть ещё одна проблема. Кто заметил, какая? (оторвана пуговица).
- Как мы можем помочь Инне? (пришить пуговицу).
- Что делают с вещами, которые не носят? (их нужно убирать в специальный мешок, и этот мешок вешать в шкафчик).
Куклу Инну переодевают в чистое платье. Воспитатель показывает, как нужно пришивать пуговицу, гладить настоящим утюгом. Дети с помощью игрушечного утюга и гладильной доски гладят и аккуратно складывают оставшиеся вещи.
Воспитатель: Инна, посмотри, какой у тебя порядок, и какая ты чистенькая. Грязная и мокрая одежда может стать причиной заболевания.
Кукла Инна: Я поняла, чтобы сохранить и укрепить здоровье, нужно заботиться о своих вещах. Спасибо вам, ребята, за то, что навели у меня порядок. Я теперь всегда буду содержать свои вещи в чистоте и порядке.
Воспитатель: А чтобы не забывать, правила чистоты, мы сейчас закрепим их.
Дети с помощью картинок составляют мнемотаблицу и размещают её в игровом уголке.
Ситуация моделируется неоднократно в разные времена года. Может быть связана с необходимостью сушить мокрые варежки и перчатки на батарее, сушить промокшие куртки после игры со снегом, очищать от грязи коленки, если упал и т.д.
Игровая образовательная ситуация «Наше дежурство»
Задачи: продолжать знакомить детей с обязанностями дежурных по столовой и предметами одежды, которые должны надевать дежурные; вызвать желание добросовестно и ответственно относиться к работе; воспитывать трудолюбие; научить детей пользоваться справочной информацией на стенде «Наше дежурство»; активизировать словарь детей.
Материалы: стенд «Наше дежурство», мнемотаблица «Сервировка стола», кукла Инна.
Ход игры:
Кукла Инна приходит с пакетом в руках.
Кукла Инна: Здравствуйте, ребята. Сейчас была на почте. Мои друзья мне что-то прислали, давайте посмотрим вместе.
Дети достают из пакета фартук и косынку.
Кукла Инна: А для чего мне эти вещи, куда я их буду надевать?
Воспитатель: Ребята, вы уже взрослые и знаете, для чего нужны эти предметы одежды. Давайте расскажем и покажем кукле Инне, как пользоваться фартуком и косынкой. Покажем ей наш уголок дежурства.
В уголке дежурства педагог с детьми обсуждают правила дежурства и одежду дежурных.
Воспитатель: Ребята, расскажите Инне, как должны одеваться дежурные, и что они делают во время дежурства.
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы, все правильно. А чтобы не забыть, как нужно надевать одежду для дежурства, у нас есть картинки. А ещё у нас есть таблица-помощница, которая помогает правильно выполнить работу по сервировке стола. Куда мы её повесим?
Педагог по совету детей прикрепляет мнемотаблицу на стену.
Воспитатель: Ребята, давайте покажем Инне, как правильно сервировать стол.
Дети сервируют стол, опираясь на мнемотаблицу.
Кукла Инна: Спасибо, ребята, теперь я знаю, как пользоваться фартуком и косынкой. Я теперь тоже смогу дежурить.
Примерный список рекомендуемой литературы по тематическому блоку «Я одеваться сам могу!»
(для воспитанников средней группы)
В. Бардадым «Вот как Галю одевали»
Г. Лагздынь «Одевали малыша»
С. Капутикян «Пожалейте нас»
Э Машковская «Митя и рубашка»
Е. Благинина «Как у нашей Ирки», «Научу обуваться я братца»
В. Зайцев «Я одеваться сам могу»
И. Муравейка «Я сама!»
Н. Павлова «Чьи башмачки?»
Библиографический список:
- Крулет М. В., Крулехт А. А., Образовательная область «Труд». Как работать по программе «Детство»: учебно-методическое пособие/ науч.ред.А.Г. Гогоберидзе. – СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 176с.
- УМЦ ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ» Методичка к дидактической кукле «Инна» с комплектом сезонной одежды и обуви.
- Деркунская В.А Образовательная область «Здоровье». Как работать по программе «Детство»: учебно-методическое пособие / науч.ред.А.Г. Гогоберидзе. – СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 176с.