Методика Марии Монтессори
Раннее развитие детей становится все более популярным. Одной из наиболее популярных систем раннего развития является методика Монтессори. Эта методика была разработана доктором Марией Монтессори и названа в ее честь.
Несколько слов о Марии Монтессори
Мария Монтессори - известный итальянский врач, философ, педагог и ученый. Первая женщина в Италии, которой удалось прослушать курс медицины и получить ученую степень доктора наук. Свою педагогическую деятельность Монтессори начала работая с детьми, у которых наблюдалось отставание в умственном развитии. Впоследствии все свое внимание Мария направила на общую педагогику и разработку оригинальной методики, основанной на индивидуальном подходе к каждому ребенку.
Данная методика получила название "Педагогика Монтессори", и принесла своему автору мировую известность. Руководствуясь собственной программой, в 1907 году Мария Монтессори открыла первую "школу Монтессори".
Методика М.Монтессори основывается на глубочайшем уважении к ребенку и осознании того, что каждый ребенок уникален и требует индивидуального подхода в своем развитии с самых первых дней жизни, дабы раскрыть весь заложенный в нем потенциал.
Основная цель методики М.Монтессори заключается в том, чтобы подвигнуть ребенка к самообучению в специально подготовленной с помощью дидактических материалов среде. Этому призваны способствовать основные принципы методики:
- Индивидуальная программа обучения;
- Максимальная свобода ребенка;
- Минимальное вмешательство в деятельность ребенка
Для реализации методики М.Монтессори необходимо организовать пространство таким образом, чтобы попадая в него, ребенок начинал обучаться самостоятельно.
Для создания обучающей среды М.Монтессори в процессе работы с детьми постоянно создавала и тестировала специальные обучающие материалы, отбирая наиболее эффективные и интересные для детей. Важность Монтессори-материалов огромна, занимаясь с ними, ребенок учится, не замечая этого, учится легко, играя. С помощью Монтессори-материалов ребенок познает мир, развивает логическое и пространственное мышление, мелкую моторику, координацию движений, получает практические навыки самообслуживания. Кроме того, в процессе освоения материалов ребенок:
- Учится ставить цели и достигать их;
- Приобретает практические навыки решения различных задач;
- Действует путем проб и ошибок, что способствует развитию умения нахождения собственных ошибок и исправления их.
Монтессори-воспитатель
По убеждению М.Монтессори, каждый ребенок нуждается в индивидуальной программе развития, приспособленной исключительно для него. Этот принцип реализовывают Монтессори-воспитатели, которые призваны создавать условия для эффективных занятий и обеспечивать максимальную свободу ребенка. А также способствовать проявлению и поддерживать интерес малыша к окружающему миру и активной деятельности.
Каждый ребенок сам решает, чем ему лучше заниматься: чтением, рисованием, географией или лепкой, и осваивает это в индивидуальном темпе. При этом воспитатель выступает в роли наблюдателя и не вмешивается в действия детей, а лишь создает им условия для занятий. Монтессори-воспитатель вправе вмешаться и помочь ребенку лишь в том случае, когда малыш не может выбрать себе материал или не знает, что делать с ним. И даже в этом случае воспитатель не делает ничего за ребенка, он лишь объясняет суть и делает мини презентацию.
Монтессори-класс
Монтессори-класс - это комната, разделенная на тематические зоны и заполненная разнообразными дидактическими материалами. Правильно организованное рабочее пространство Монтессори-класса помогает малышу интенсивно развиваться.
Разделение Монтессори-класса на тематические зоны помогает малышу лучше ориентироваться в многообразии дидактических материалов, структурировать получаемую информацию, а также поддерживать порядок.
Изначально М.Монтессори предложила разбивать пространство класса на 5 тематических зон:
- Зона реальной (практической) жизни
- Зона сенсорного развития
- Зона математики
- Зона языковая
- Зона космическая
Но количество тематических зон может быть гораздо больше и разнообразнее (музыкальная, художественная, спортивная и др.). А теперь поговорим подробнее о каждой зоне в Монтессори-классе:
1. Зона реальной (практической) жизни.
В этой зоне собраны материалы, способствующие приобретению ребенком навыков самообслуживания. Малыш учится стирать и гладить вещи, чистить и нарезать овощи, подметать, управляться с совком и щеткой, чистить ботинки, завязывать и развязывать шнурки, застегивать и расстегивать различные виды застежек и замков. Причем, делать все это по-настоящему.
2. Зона сенсорного развития.
В этой зоне собраны материалы, которые помогут малышу научиться различать характеристики предметов: размер, цвет, форма, вес. А также будут способствовать развитию зрения, слуха, обоняния, внимания, памяти и мелкой моторики.
3. Зона математики.
В этой зоне находятся материалы, способствующие ознакомлению и освоению понятия количества. Кроме того, занимаясь в зоне математики, малыш развивает пространственное и логическое мышление, внимание, память, усидчивость.
4. Зона языковая.
Материалы этой зоны помогут малышу выучить алфавит, слоги, а также научиться читать и писать.
5. Зона космическая.
Эта зона знакомит ребенка с окружающим миром, с процессами и явлениями, с привычками и традициями других народов.
Методика М.Монтессори имеет очень большой успех и популярность с момента своего основания и до сегодняшнего дня. У данной методики много последователей, которые вводят свои дополнительные элементы в соответствие с основными принципами методики. Постоянно увеличивается количество материалов, а также в Монтессори-классе появляются новые тематические зоны, предназначенные для более разностороннего развития малыша. Например, двигательная, музыкальная, зона искусств и многие другие. Вы также можете создавать подобные зоны для развития своего малыша у себя дома в соответствии со своими возможностями и интересами малыша.
В центрах М.Монтессори принято разделять детей по возрасту на 2 группы с 1 года до 6 лет и с 7 до 12 лет. Такое разделение детей по возрасту также является особенностью методики М.Монтессори и имеет следующие преимущества:
- Старшие дети учатся заботиться и помогать младшим.
- Младшие дети получают возможность учиться у старших, ведь дети говорят на одном языке и в силу этого лучше понимают друг друга.
Преимущества системы Монтессори
Система Монтессори помогает развить навыки самообслуживания и мелкую моторику, улучшить координацию движений, способствует формированию логического мышления и цветового восприятия. Регулярные занятия положительно влияют на слух, зрение, тактильное восприятие мира, обоняние и вкус. Методика закладывает основы математических представлений и понятий о геометрических формах, расширяет словарный запас, готовит руку малыша к письму.
Особенности занятий по Монтессори
Как правило, занятие начинается с приветствия, во время которого создается единый позитивный эмоциональный настрой в группе. Затем выполняются упражнения для совершенствования координации движений и пальчиковая гимнастика. После этого дети расходятся по комнатам, и принимаются за то занятие, которое им больше всего по душе. При этом педагог не предлагает малышам никакой организованной деятельности. Он лишь иногда подходит, чтобы показать, как управляться с тем или иным материалом. Отметим, что занятия в группах предусматривают общение детей разных возрастных категорий. Таким образом, ребенок может попробовать себя в роли ученика и наставника для младших учеников. Подобный опыт способствует воспитанию терпимости и гибкости в общении с окружающими.
В этой системе нет единых требований и программ обучения. Каждый ребенок работает в собственном темпе и занимается только тем, что ему интересно. За 15 минут до конца занятия педагог звонит в колокольчик и дети снова собираются в круг – делают зарядку, смотрят сказку, и, традиционно, задувают свечку.
Главный принцип системы Монтессори: «Помоги мне сделать это самому!». Это значит, что взрослый должен понять, что интересует малыша в данный момент, создать ему оптимальные условия для развития и показать, что можно в этих условиях делать.
Основные пункты системы М. Монтессори
- Ребенок сам себе учитель. Он имеет полную свободу выбора и действий.
- Дети учат детей. Поскольку в группах занимаются дети разного возраста, старшие дети «становятся» учителями, при этом учатся заботиться о других, а младшие тянутся за старшими.
- Занятия проходят в специально подготовленной среде (комната разделена на 5-6 зон, каждая из которых оборудована специальными пособиями – Монтессори-материалами).
- Ребенка нужно заинтересовать, а развиваться он будет сам.
Спорные моменты
- Система концентрируется лишь на развитии интеллекта и практических навыков, но для гармоничного развития малыша нужны еще занятия спортом, эстетическое развитие – музыка, творчество, танец.
- В системе нет ролевых и подвижных игр, а ведь игра – это ведущая деятельность ребенка и основная база его развития. Малыш познает мир, играя.
- Отрицание творчества, которое является одним из основных ресурсов развития правого полушария. Правое полушарие отвечает за гуманитарные способности. Монтессори-материалы развивают, в основном, левое полушарие – логику, математические способности, анализ информации. В некоторых студиях присутствует творческая зона, но это уже атрибут нашего времени.
- После демократичной системы Монтессори, детям трудно привыкнуть к соблюдению дисциплины в обычных садах и школах.