Принципы, требования и этапы реализации метода исследовательских проектов в группах детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Модернизация российского образования требует пересмотра технологий обучения дошкольников, ориентируя педагогов на использование в своей деятельности более эффективных форм и методов, способствующих развитию физических, нравственных и познавательных способностей детей. Одним из таких инновационных методов, открывающих новые возможности обучения и воспитания дошкольников, является метод проектов, т.к. именно этот вид проектной деятельности может наиболее эффективно способствовать развитию мышления старших дошкольников с общим недоразвитием речи (далее – ОНР).
По мнению Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса, работа над исследовательскими проектами интересна тем, что диапазон знаний детей оказывается чрезвычайно широким, и он постоянно возрастает, так как малыши начинают добывать знания самостоятельно, привлекая все доступные средства [2]. Одним их таких путей получения новых знаний является проведение опытов и экспериментов с обязательным анализом полученных результатов. Экспериментально-исследовательская деятельность является важной составляющей метода исследовательских проектов. Такой вид деятельности, предполагает выполнение практических действий, направленных на преобразование объекта с целью выявления его скрытых свойств и связей. В процессе проведения опытов и экспериментов у ребенка возникает необходимость давать отчет об увиденном в вербальном плане, формулировать обнаруженные закономерности, делать выводы. Таким образом, можно утверждать, что этот вид деятельности тесно связан с мыслительными операциями анализа, синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Все это стимулирует речевое развитие, а также развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления детей.
В ходе разработки и проведения исследовательских проектов необходимо опираться на основные дидактические принципы обучения и воспитания детей дошкольного возраста, без учета которых невозможно грамотно построит процесс обучения и воспитания. Рассмотрим, как в методе исследовательских проектов реализуются эти принципы.
1. Принцип сознательности и активности. Этот принцип отражает необходимость развития мотивации к стремлению получить новые знания. Он направлен на стимулирование познавательной активности, что полностью соответствует основной концепции проектной деятельности, согласно которой инициатива должна исходить от детей, дети являются главной движущей силой проекта, в ходе реализации проекта они занимаются решением, интересующей их проблемой.
2. Содержание научной информации должно быть научно-достоверным и соответствовать принципу научности, т.е. все факты должны быть научно обоснованы.
3. Принцип наглядности считается «золотым правилом» дидактики и основан на необходимости учитывать особенности развития мышления детей. В исследовательских проектах процесс познания происходит при активном участи чувственных форм и базируется на непосредственном восприятии объектов и явлений, которое осуществляется в ходе проведения наблюдений, экспериментов и практической ориентировочно-исследовательской деятельности.
4. Принцип систематичности и последовательности предполагает системный характер процесса обучения, логическую взаимосвязь этапов. В исследовательских проектах это отражается в том, что изучив свойства объекта, ребенок учится использовать эти свойства в практической деятельности и на основе полученного конкретного результата старается сделать логически обоснованные выводы.
5. В данном процессе принципиально важно, что знания, добыты им самостоятельно в ходе целенаправленной, активной заинтересованной деятельности. А ведь известно, что хорошо и надолго запоминается, тот материал, который вызвал интерес. Таким образом, мы можем сделать вывод о соответствии метода исследовательской деятельности принципу прочности.
6. Принцип доступности подразумевает учет возрастных и специфических (наличие нарушений развития) особенностей детей при разработке содержания процесса обучения. В исследовательском проекте он нашел свое отражение в методологических требованиях, предъявляемых к теме и организации проектной деятельности, к содержанию той научной информации, которая предлагается вниманию детей.
7. Не менее важен для проведения проектной деятельности с детьми принцип комплексности, предполагающий решение комплекса задач по воспитанию, обучению и развитию детей. Этот принцип реализуется в привлечении к проведению исследовательского проекта всех специалистов воспитателя, логопеда и психолога.
На основе вышеперечисленных принципов, опираясь на теоретические положения об особенностях развития речи и мышления детей с ОНР, были разработаны требования, которым должна соответствовать тема, содержательная и организационная часть проекта:
1. Исследуемая проблема и научная информация должна быть интересна и доступна детям с ОНР 5–6 летнего возраста.
2. Перед проведением проекта должна быть проведена работа по определению объема знаний и представлений детей по изучаемой проблеме.
3. Предлагаемая детям научная информация должна актуализировать и расширять знания детей о предметах и явлениях окружающего мира;
4. Сообщаемые научные факты, должны сопровождаться показом иллюстраций, слайдов, фильмов и т.п.
5. Практические методы исследования (эксперименты, опыты) должны отвечать требованиям безопасности и учитывать возрастные особенности детей.
6. Проведение практических методов исследования воспитателем или ребенком должно сопровождаться словесным комментарием;
7. Обязательное осуществление рефлексирующего анализа результатов всех исследований, проводимых в рамках проекта.
8. Полученные на определенном этапе знания и результаты должны найти активное применение в ходе дальнейшего развития проекта и использоваться для решения разного вида задач на следующих этапах.
9. Проект должен быть реализован силами детей, родителей и педагогов. Причем основной движущей силой проекта являются дети. Родители выполняют функцию помощников на определенных этапах.
10. С целью эффективной организации исследования по теме проекта необходимо создать предметно-развивающую среду, динамично изменяющуюся на каждом этапе реализации проекта и соответствующую целям и задачам каждого конкретного этапа.
Проектная деятельность проводилась с группой детей с ОНР, состоящей из 14 человек в течение всего учебного года
Работа проводилась в тесной связи с логопедом группы и психологом образовательного учреждения.
Всего за год было проведено три исследовательских проекта по следующим темам: «Воздух-невидимка», «Вода –знакомая и удивительная», «Три весенних месяца».
Данные проекты были краткосрочными, их продолжительность составляла от 3-х недель до 3-х месяцев.
Порядок проведения проектов определялся с учетом комплексно-тематического планирования учебно-воспитательной работы, в том числе с учетом изучаемых лексических тем.
Формы организации деятельности детей: индивидуальная, групповая (в мини-группах или всей группой).
Применение метода проектов предполагало использование различных видов деятельности детей, а также режимных моментов. Это были свободная деятельность детей, досуги, непосредственная образовательная деятельность, экспериментирование, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, дидактические игры, наблюдение, продуктивная деятельность.
Согласно методическим рекомендациям по проведению проектной деятельности, предложенным Е.А. Сыпченко, перед каждым проектом была организована предварительная работа, которая позволяла заинтересовать детей и подвести их к выбору темы проекта [15].
Данная работа проводилась в определенной последовательности и включала ряд этапов.
Выявление интересов детей по теме проекта начиналось с «модели трех вопросов» [15, c. 8]:
– Что вы знаете?
– Что вы хотите узнать?
– Что надо сделать для того, чтобы узнать?
Этап подготовки к проведению исследовательского проекта предполагал также создание определенным образом организованной развивающей среды, соответствующей теме, целям и задачам проекта. По мнению Л.В. Рыжовой, «в основе предметно-развивающей среды должен быть заложен деятельностный подход. Деятельность развивает психику, обеспечивает подлинное творчество, а бездеятельность ведет к сужению возможностей личности, лености мысли и тела» [13, c.17]. Следовательно, предметно-развивающая среда не должна быть статичной, а должна постоянно изменяться силами участников проекта, использоваться для решения возникающих проблем и задач. Л.В. Рыжова отмечает: «Использование представленного материала для организации опытов в предметно-развивающей среде способствует эффективному развитию мыслительной деятельности, обогащению чувств ребенка, расширению интеллекта, развитию самостоятельности» [13, c. 19]. Кроме того, «каждый компонент развивающей среды должен отвечать принципам функционального комфорта. Всем детям должно быть уютно, удобно и интересно» [13, c. 19]. Предметная среда должна быть доступна для самостоятельной деятельности. Он должен отвечать санитарно-гигиеническим нормам и условиям по охране жизни и здоровья детей [13, c.20]. Наполнение пpедметно-развивающей среды предполагает наличие:
– базовых материалов с возможностью вариативного их использования в исследовательских проектах различной тематики (технические средства, приборы и оборудование, которое необходимо для проведения опытов и экспериментов);
– тематические материалы (иллюстративно-художественные материалы, объекты, относящиеся к теме проекта и являющиеся предметом наблюдения и исследования);
– материалы, являющиеся продуктами проектной деятельноcти детей (рисунки, рассказы, загадки, изделия художественного творчества).
Кроме того, в нашей работе мы использовали такой методический прием, как создание «Почты Почемучки». В заранее отведенном месте был поставлен красочный почтовый ящик, в который дети опускали свои письма-вопросы по теме проекта. Причем, ребенок выполнял рисунок, а родители записывали текст вопроса. В конце недели эти письма обсуждались, и выбирался вопрос для дальнейшего исследования, который заинтересовал большинство участников проекта.
Каждый проект имел определенную структуру, в основе которой лежало определение понятия проектной деятельности, предложенное И.С. Сергеевым: «Проект – это пять «П»: проблема; проектирование или планирование; поиск информации; продукт; презентация» [14].
В соответствии с этим положением осуществление проектной деятельности предусматривало следующие этапы:
– подготовительный (подготовка методического и технического обеспечения, анализ состояния знаний детей об oбъекте, обсуждение объекта с детьми и выявление противоречий, речевое оформление проблемы, формулировка вывода о необходимости исследования проблемы, разработка практического плана действий для решение проблемы);
– основной этап (обсуждение участниками методов и способов решения тех задач, которые были сформулированы на подготовительном этапе, моделирование, сбор материалов, проведение опытов и экспериментов, анализ полученной информации, создание и оформление практического продукта проектной деятельности);
– завершающий (представление проекта в виде презентации конечного продукта, рефлексия).
Реализация проекта на каждом этапе предусматривала определенный алгоритм действий взрослых и детей, т.е. определенную структуру организации деятельности всех его участников, которая имела свои особенности в зависимости от целей и задач проекта и предполагаемого конечного продукта.
Ниже мы предлагаем целевое назначение и алгоритм реализации проекта «Вода –знакомая и удивительная» (цель, задачи, техническое оснащение, описание действий участников на основных этапах реализации каждого проекта).
Данный проект был также краткосрочным, его проведение было рассчитано на 6 недель.
Цель проекта: формирование представлений детей о свойствах воды, о трех агрегатных состояниях воды, о круговороте воды в природе, о значении воды для всего живого на земле.
Оборудование и материалы: уголок «Почты Почемучки», базовые материалы для проведения опытов и экспериментов с водой, тематический иллюстративный, раздаточный и демонстрационный материал.
План реализации проекта:
1-я неделя. Знакомство со свойствами воды. Неделя загадок о воде.
2-я неделя. Вода в природе. Три состояния воды.Неделя стихов о воде.
3-я неделя. Вода – разрушитель. Явления природы, связанные с водой.
4-я неделя. Вода и животные. Вода в сказках.
5-я неделя. Вода в жизни людей. Пословицы и поговорки о воде.
6-я неделя. Берегите воду!
Алгоритм действий участников на разных этапах реализации проекта.
На подготовительном этапе дети активно слушали литературных произведений по теме проекта (сказка «Снегурочка», К. Чуковский «Мойдодыр», А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»), смотрели мультфильмы («Мама для Мамонтенка, «Тот кто сидит в пруду»), занимались оформлением писем с вопросами для «Почты Почемучки», активно участвовали в выборе вопроса из «Почты Почемучки» для дальнейшего исследования.
На основном этапе занимались активным поиском путей решения проблемы («мозговой штурм») и обсуждением предложенных вариантов, осуществляли выбор решений.
Детьми под руководством педагогов была проведена исследовательская, поисковая деятельность: экспериментирование (эксперименты по изучению основных свойств воды, круговорота воды в природе, трех агрегатных состояний воды, как образуется дождь, иней, наблюдение за испарением, таянием и замерзанием воды, за снегом в оттепель и мороз, за формой снежинок, рассматривание энциклопедий, просмотр обучающих презентаций, решение логических задач « Где быстрее растает снег?», «Тонет – не тонет?» «Почему снег называют белым одеялом?», «Два ослика»; художественно-продуктивная деятельность: иллюстрирование стихотворений и сказок, рисование природоохранных знаков.
По результатам опытов и наблюдений дети составляли схемы и модели, участвовали в играх: «Найди снежинку по силуэту», «Где живет вода?»; участвовали в эстафетах, викторинах и динамических паузах.
На завершающем этапе дети приняли активное участие в оформлении выставки своих работ по теме проекта, в досуговом мероприятии «Что мы знаем о воде?», а также помогали педагогам в оформлении стенгазеты «Я и вода», создание иллюстрированной книжки-познавайки о воде.
Координирующие и контролирующие действия педагогов предполагали на подготовительном этапе: разработку плана и содержания образовательно-воспитательного процесса по теме проекта; проведение консультации для родителей; создание проблемной ситуации, стимулирующей сбор информации о воде, оформление уголка почты Почемучки.
На основном этапе: непосредственное руководство поисковой и исследовательской и художественной деятельностью детей; чтение сказок, рассказов, стихотворений по теме проекта; создание условий для игровой и экспериментальной деятельности детей в рамках проекта; проведение дидактических игр, эстафет, динамических пауз.
На завершающем этапе проводилось: подготовка и проведение викторины «Что мы знаем о воде?»; оформление стенгазеты «Я и вода»; оформление иллюстрированной книжки-познавайки о воде, разработка презентаций для досуга по теме проекта.
В ходе осуществления проекта также предполагалось активной участие родителей. На подготовительном этапе: посещение групповой консультации; ознакомление с содержанием проекта; внесение родителями предложений по реализации проекта; помощь в оформлении писем для почты Почемучки.
На основном этапе родители оказывали помощь детям в подборе текстового материала для оформления страничек для книжек-самоделок с пословицами, поговорками, стихотворениями и загадками о воде.
На заключительном этапе родители совместно с детьми участвовали в викторине «Что мы знаем о воде?». Задания были подобраны так, чтобы могли проявить себя и дети и родители. Также родители оказали помощь в оформлении обложки иллюстрированной книжки-познавайки о воде.
Практическим результатом проекта стали: выставка детских работ, стенгазета «Я и вода»; иллюстрированная книжка-познавайка о воде. Викторина «Что мы знаем о воде?» показала насколько расширились знания детей о воде, ее свойствах, о роли в жизни всего живого на земле.
Важно отметить, что в каждом проекте применяется такой вид деятельности детей, как экспериментирование. Этот вид деятельности позволяет стимулировать процесс возникновения мыслительных операций в тесной связи с наглядным материалом, содержание которого близко жизненному опыту ребенка, что позволяет ему легче справляться с построением умозаключений, т.к. конкретные пpимеры, действия и обpазы становятся оcновой для рассуждений. Все это способствует развитию компонентов логического мышления на конкретно-понятийной стадии.
На завершающем этапе каждого проекта педагогами проводилось досуговое мероприятия, которое предполагало презентацию практических результатов проектной деятельности, а также актуализацию и рефлексию знаний, полученных детьми на основном этапе проекта в результате наблюдений, ориентировочно-исследовательской и экспериментально-практической деятельности.
Необходимо отметить, что важным условием успешного проведения в детском саду исследовательской проектной деятельности является создание условий для экспериментально-исследовательской деятельности, что предполагает организацию определенной развивающей среды, а именно уголка для экспериментирования и проведения наблюдений с наличием инструментов и материалов для проведения опытов и экспериментов.
В ходе реализации проектов был накоплен богатый практический материал в виде конспектов уроков, сценариев досуговых мероприятий, описания опытов и экспериментов, которые выполняли дети под руководством педагогов.
Журавлёва Марина Николаевна,
воспитатель ДО
ГБОУ г. Москвы «Школа № 400»,
http://slovo.mosmetod.ru
Список литературы:
1. Богданова Т.Г., Варламова О.И. Диагностика и коррекция познавательной сферы младших дошкольников с отклонениями в развитии. М.: ООО «Национальный книжный центр», 2011. 112 с.
2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Организация проектной деятельности в детском саду [Электр. версия] // Современное дошкольное образование. 2008. № 2. Режим доступа: http://www.sdo-journal.ru (дата обращения: 2.03.2016).
3. Дошкольная дефектология: ранняя комплексная профилактика нарушений развития у детей (современные подходы) / С.Ю. Бенилова., Л.Р. Давидович, Н.В. Микляева. М.: Издательство «Парадигма», 2012. 312 с.
4. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. М.: ТЦ «Сфера», 2006. 64 с.
5. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. М.: Пед. общ. России, 2005. 90 с.
6. Научно-проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. М.: АРКТИ, 2003. 96 с.
7. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. Для работы с детьми 6–7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2010. 168 с.
8. Нищева Н.Б. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. М.: Сфера, 2005. 85 с.
9. Поддьяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка-дошкольника. Ближние и дальние горизонты. М.: Обруч, 2013. 192 с.
10. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни / Авт.-сост. Л.А. Королева. СПб.: ООО Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. 64 с.
11. Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду / Сост. Н.В. Нищева. СПб.: ООО Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. 304 с.
12. Рыжова Н.А. Лаборатория в детском саду и дома. 2-е изд. М.: Линка-Пресс, 2012. 176 с.
13. Рыжова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова А.И. Мини-музей в детском саду. М.: Линка-Пресс, 2008. 206 с.
14. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. [Электр. версия]. Режим доступа: https://sites.google.comsite/kniznaapolkavmk/ (дата обращения: 2.03.2016).
15. Стреблева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. для педагога-дефектолога. М.: Гуманитар. изд. центр. ВЛАДОС, 2013. 180 с.
16. Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. СПб.: ООО Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. 96 с.
17. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. СПб.: ООО Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. 128 с.
18. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2004. 264 с.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.