Рейтинг государственных детских садов
Проект «Рейтинг государственных детских садов» осуществляют МИА «Россия сегодня» и ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» на протяжении 5 лет. Научный руководитель проекта Татьяна Владимировна Волосовец (директор Института психолого-педагогических проблем детства РАО) прокомментировала результаты «Рейтинга государственных детских садов – 2015» и подробнее рассказала о проведении рейтинга.
— Татьяна Владимировна, скажите, пожалуйста, наблюдается ли тенденция к улучшению качества ДОУ?
— Однозначно ответить на данный вопрос нельзя — по каким-то критериям мы можем наблюдать положительную динамику, по каким-то отрицательную. Если мы возьмём результаты рейтинга за последние три года, то по сравнению с 2013 и 2015 годами небольшое итоговое качественное улучшение показателей ДОО можно отметить в 2014 году. Однако не стоит забывать, что в проводимом ежегодном рейтинговании участвует не константный состав детских садов — состав участников рейтинга постоянно меняется — некоторые сады участвовали во всех процедурах рейтингования, некоторые только в двух или в одной. В данной ситуации говорить о наличии какой-либо динамики качества было бы не совсем корректно.
— Какие конкретные потребности родителей можно назвать самыми основными?
— Сегодня родителей в первую очередь беспокоит состояние здоровья детей. Не секрет, что с момента поступления в детский сад, ребёнок статистически начинает чаще болеть. Поэтому как одну из основных потребностей родителей можно выделить качественную реализацию детским садом функции охраны здоровья и благополучия ребёнка, применение здоровьесберегающих технологий. Также родителей волнует проблема безопасности нахождения ребёнка в детском саду, наличие охраны, тревожной кнопки, огороженной территории и пр.
— Какие несоответствия/нарушения встречаются чаще всего и не позволяют детским садам из «хорошистов» попасть в «отличники»?
— Практически ни одна дошкольная образовательная организация не может похвастаться соблюдением всех критериев, составляющих категорию «условия, созданные для ребенка». Именно недостаточные условия и не позволяют детским садам перейти в более высокую категорию.
— Какие «болевые точки» в развитии сектора дошкольного образования были отмечены?
— Если рассматривать данный вопрос с точки зрения основных трёх категорий рейтинга, то это кадровый вопрос и вопрос оказания дополнительных услуг детскими садами. Именно в этих направлениях существует самое объёмное пространство для развития и совершенствования деятельности ДОО.
— Рейтинг выявил, что самые большие проблемы охватывают «кадровый вопрос». По Вашему мнению, почему всё-таки ситуация обстоит именно так? Где источник этой проблемы?
— Источник проблемы заключается в том, что сегодня работа в детском саду не является для потенциальных работников привлекательной ни в социальном, ни в финансовом отношении. Поэтому детским садам сложно укомплектовать штат квалифицированными кадрами, которые позволили бы решать все возникающие в процессе функционирования сада проблемы и задачи.
— Благодаря рейтингу была выявлена проблема — возраст сотрудников. Как проводить работу по привлечению молодых кадров в ДОО?
— Сделать работу в ДОО более престижной. Здесь видится несколько направлений — социальная реклама профессии, повышение заработной платы воспитателя, «разгрузка» функционала воспитателя — например, внедрение практики не одного воспитателя на группу, а двух, или воспитателя и нескольких его помощников.
— Во многие образовательные организации не принимают молодёжь без опыта работы. Как, на Ваш взгляд, решить эту проблему?
— Решение этой проблемы возможно только через соблюдение трудового законодательства, которое накладывает запрет на подобного рода действия со стороны администрации образовательных организаций. Нужно отметить, что в целом по стране такая ситуация встречается редко.
— Как проходит процесс оценки качества?
— Процедура оценки качества осуществляется в соответствии с ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» и требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в части условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
Рейтинговую оценку определяет методика, утверждённая экспертным советом по образованию при МИА «Россия сегодня».
— Как осуществляется сбор и анализ данных?
— Сбор данных осуществляется централизованно и автоматически. Обработка полученных данных и рейтингования проводятся на основе математически выверенных процедур. Есть также эксперты, которые анализируют полученные данные.
— Кто подтверждает, что руководители детских садов выслали точную, достоверную информацию?
— Достоверность полученной информации проверяют сотрудники МИА «Россия сегодня» и ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», участвующие в проекте. В этом году проверку прошли более 7000 участников рейтинга.
— Те детские сады, которые получили «двойку», добровольно принимали решение участвовать в формировании рейтинга?
— Да, все детские сады — участники рейтингования — добровольно принимают решение об участии в рейтинге.
— Что Вы посоветуете взять в первую очередь на заметку управленцам, заинтересованным в развитии своей организации?
— Любить свою работу, быть профессионалом своего дела и работать с профессионалами, идти в ногу со временем, аккумулируя профессиональный опыт и адаптируя и применяя инновационные практики и технологии.