Объединение детских садов и школ: зачем и почему
Информация о том, что грядет объединение детских садов и школ, появилась довольно давно. Но с началом учебного года из «ходят слухи, что в скором времени…» она превратилась в «примите к сведению, процесс пошел…». Итак, из детских садов и школ будут формироваться единые образовательные комплексы. Зачем это нужно, и какое влияние окажет это нововведение на жизнь дошкольных учреждений, детей и родителей?
Начнем с того, что идея объединения образовательных учреждений не нова. Во многих странах интегрированные центры имеют давнюю историю и работают вполне успешно. В чем их преимущество? Дети занимаются по единой образовательной программе, участвуют в школьных мероприятиях и не испытывают стресса при переходе с дошкольной ступени обучения на школьную. Т.е. преемственность, о которой написано в федеральных государственных требованиях к дошкольному образованию, реализуется не на словах, а на деле.
Немалое значение имеет и финансовая составляющая. Сегодня образовательные учреждения перешли на подушевое финансирование. Т.е. городской бюджет оплачивает не все нужды детских садов и школ (как запланированные, так и незапланированные), а выделяет определенную сумму денег на каждого воспитанника. Соответственно, учреждения, в которые записано большее количество детей, имеют больше денег. Понятно, что маленькие детские сады зачастую не могут позволить себе логопеда, педагога дополнительного образования или хорошего бухгалтера. Зато, став частью крупного образовательного центра, они получают возможность нанять высококвалифицированных специалистов. Добавьте сюда и доступ к ресурсам, которые имеются у школы – к библиотеке, спортивному залу, бассейну…
Плюсы объединения школ и детских садов очевидны. А что насчет подводных камней, которые непременно появляются на пути любого нововведения (особенно в системе образования)? Что ж, их немало. И главным является неготовность директоров, заведующих и педагогов к новым условиям работы в составе единого образовательного комплекса. Мало кто из них представляет, как будет организована их деятельность в объединенном учреждении. Кое-кто надеется, что все останется по-прежнему – только статус учреждения изменится. Кто-то боится, что школы начнут «тянуть одеяло на себя», не учитывая специфику дошкольного образования и ущемляя интересы дошкольников. Да и многие директора, которые должны встать во главе новых больших учреждений, находятся в растерянности: потянут ли они такую ношу.
И здесь кроется опасность. Если объединение школ и детских садов совершится формально, без тщательного планирования как финансовой, так и идеологической составляющей деятельности образовательного комплекса, то смысла в существовании такого комплекса будет мало. Необходимо разработать концепцию объединенного учреждения, которая сможет обеспечить преемственность дошкольного и школьного образования и повысит эффективность работы, как воспитателей, так и учителей. Смогут ли это сделать руководители образовательных учреждений, покажет время.
Возможно, было бы лучше, если бы объединение школ и детских садов шло в экспериментальном режиме и затрагивало лишь отдельные учреждения (не более 30% от общего количества). В этом случае, и у чиновников, и у педагогов, и у родителей появилась бы реальная возможность оценить последствия такого объединения, увидеть его преимущества и поработать над недостатками (кстати, помочь в этом может специально созданный инструмент для оценки качества образования – Московский регистр качества http://new.mcko.ru/).
Ниже приведены ответы чиновников Департамента образования г. Москвы на наиболее острые вопросы, касающиеся объединения образовательных учреждений.
Вопрос: Могут ли выпускники детского сада поступать не в ту школу, к которой этот детский сад прикреплен?
Ответ: Могут.
Вопрос: Если к школе будет прикреплено несколько детских садов, то должны ли они будут реализовывать одну и ту же образовательную программу?
Ответ: Нет, не обязательно. В детских садах, прикрепленных к школе, могут реализовываться разные программы, в том числе и коррекционной направленности.
Вопрос: Будут ли происходить изменения в образовательной деятельности в детском саду после прикрепления к школе?
Ответ: Изменения будут затрагивать преемственность. Стоит задача обеспечить преемственность, пользуясь организацией комплексов школа-сад.
Вопрос: Изменится ли родительская плата за детский сад после его прикрепления к школе?
Ответ: Оплата будет меняться, но не из-за соединения со школой. В ближайшее время будет издан приказ по Департаменту о новой системе начисления родительской платы.
Вопрос: Будут ли с детьми в детском саду работать прежние специалисты, или появятся новые специалисты из школы?
Ответ: Кто-то останется, кто-то уйдет. Во-первых, в детском саду могут появиться школьные специалисты, работающие по обеспечению преемственности. А во-вторых, кто-то из педагогов ДОУ может просто не пройти аттестацию.