.
Здравствуйте, Гость
1
1
2
5
3
пользователей уже зарегистрировано!
Анонсы и новости
Новость
Ура! Фестиваль "Я ТВОРЮ МИР" открылся!
24.02.25
Анонс
Уникальная конференция "Наследие Победы: от СТЕМ-образования к технологическому суверенитету России" в ЗАТО Саров
19.02.25
Анонс
Конференция "Культурное наследие детям"
03.02.25
Все анонсы и новости

Агрессия у ребенка

Что делать, если у  ребенка агрессивное поведение

Лучший способ избежать чрезмерной агрессивности в ребенке – проявлять к нему любовь.  Нет ребенка, который, чувствуя себя любимым, был бы агрессивным.

Агрессивная реакция – это реакция борьбы.  Она складывается из неудовлетворенности, протеста, возникает при попытке ребенка изменить положение вещей.  Досаду, раздражение, сожаление, нетерпение, отчаяние взрослые выражают куда более драматично и убедительно, нежели любовь, поэтому, если ребенок видит во взрослых людей,  которые более или менее регулярно подавляют его, он непременно становится злым и агрессивным..

Свою агрессию ребенок может проявлять не обязательно к объекту недовольства, а к людям, животным, совершенно неповинным и безобидным.

Одно лишь ласковое слово может снять озлобление ребенка. Нужно, чтобы он чувствовал себя принятым и любимым, нужно понять причины протеста и сопротивления и исключить их.  Необходимо снять тревожность, чему способствует теплая эмоциональная атмосфера дома и в группе,  так как за агрессией стоит ощущение небезопасности, угрозы внешнего мира.

Очень важно давать выход агрессии.  Для этого существуют несложные приемы:  позволить ребенку яростно рвать бумагу,  резать пластилин,  совершать безобидные разрушительные действия, которые в приступе агрессии ребенок может делать долго и с наслаждением. После этого полезны успокаивающие занятия типа игры с песком, водой и (или) релаксация.

Важно разговаривать с ребенком и проговаривать его чувства.

" Так нельзя! А как можно?" Когда мы запрещаем что-то ребенку, мы загоняем его в тупик, надо помогать им выбираться из тупика, перенаправлять энергию: бить сестру нельзя, можно пощекотать за пяточку.

«Ты сердишься, что братик плачет и мама не играет с тобой - да - солнышко, мне тоже грустно, что я не могу поиграть с тобой. «
«Ты его ударил, он плачет и теперь я не могу с тобой играть. Не надо трогать братика - он спокойно полежит, а мы поиграем.»

Экстренное вмешательство при агрессивных проявлениях.

В ряде случаев при проявлениях детской агрессии требуется срочное вмешательство взрослых. Экстренное вмешательство нацелено на уменьшение или избегание агрессивного поведения в напряженных, конфликтных ситуациях. Следующие правила экстренного вмешательства позволят в конфликтной ситуации обеспечить позитивное разрешение конфликтов.

 

Название

Приемы

Примечание

1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии

  • полное игнорирование реакций ребенка - весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения;
  • выражение понимания чувств ребенка ("Конечно, тебе обидно...");
  • переключение внимания, предложение какого-либо задания ("Помоги мне, пожалуйста...");
  • позитивное обозначение поведения ("Ты злишься, потому что ты устал...")

Так как агрессия естественна для людей, то адекватная и неопасная агрессивная реакция часто не требует вмешательства со стороны. Дети нередко используют агрессию просто для привлечения к ним внимания. Если ребенок проявляет гнев в допустимых пределах и по вполне объяснимым причинам, нужно позволить ему отреагировать, внимательно выслушать и переключить его внимание на что-то другое.

 

 

2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности

  • констатация факта ("Ты ведешь себя плохо");
  • констатирующий вопрос ("Ты злишься?");
  • раскрытие мотивов агрессивного поведения ("Ты хочешь обидеть?" "Ты хочешь показать свою силу");
  • продемонстрировать свои собственные чувства по отношению к нежелательному поведению ("Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне", "Я сержусь, когда кто-то громко кричит");
  • аппеляция к правилам ("Мы же с тобой договаривались...")

Один из важных путей снижения агрессии - установление с ребенком обратной связи. Давая обратную связь агрессивному поведению ребенка, взрослый человек должен проявить, по меньшей мере, три качества: заинтересованность, доброжелательность и твердость. Последнее касается только конкретного проступка, ребенок должен понять, что взрослые понимают его, но против того, как он себя ведет.

3. Контроль над собственными негативными эмоциями

Когда ребенок демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает сильные отрицательные эмоции - раздражение, гнев, возмущение, страх или беспомощность. Если взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.

4. Снижение напряжения ситуации.

Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются:

  • повышение голоса, изменение тона на угрожающий;
  • демонстрация власти ("Главный здесь пока еще я", "Будет так, как я скажу");
  • крик, негодование;
  • агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор "сквозь зубы";
  • сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;
  • негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;
  • использование физической силы;
  • втягивание в конфликт посторонних людей;
  • непреклонное настаивание на своей правоте;
  • нотации, проповеди, "чтение морали",
  • наказания или угрозы наказания;
  • обобщения типа: "Вы все одинаковые", "Ты, как всегда...", "Ты никогда не...";
  • сравнение ребенка с другими детьми - не в его пользу;
  • команды, жесткие требования, давление;
  • оправдания, подкуп, награды.

Некоторые из этих реакций могут остановить ребенка на короткое время, но возможный отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит куда больше вреда, чем само агрессивное поведение.

5. Обсуждение проступка

 

Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся. В то же время, обсуждение инцидента необходимо провести как можно скорее. Лучше это сделать наедине, без свидетелей, и только затем обсуждать в группе (и то не всегда). Во время разговора важно сохранять спокойствие и объективность. Нужно подробно обсудить негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но, прежде всего, для самого маленького агрессора

6. Сохранение положительной репутации ребенка

  •  публично минимизировать вину ребенка ("Ты не важно себя чувствуешь", "Ты не хотел его обидеть");
  • предложить ребенку компромисс, договор с взаимными уступками;

 

Ребенку, очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него - публичное осуждение и негативная оценка. Дети стараются избежать этого любой ценой, используя различные механизмы защитного поведения. И действительно, плохая репутация и негативный ярлык опасны: закрепившись за ребенком они становятся самостоятельной побудительной силой его агрессивного поведения.

 

Агрессивное поведение старшего ребенка.

Очень часто после рождения второго ребенка в семье, родители с ужасом наблюдают неадекватно агрессивное поведение старшего ребенка.

В чем причина агрессии.

Рождение братика или сестрички – настоящий переворот для первенца любого возраста. Для родителей это огромная радость. Но что чувствует старший ребенок? Для него это всегда резкое, непредвиденное событие. Нужно будет делиться своим жизненным пространством, своими игрушками, а главное – родительской любовью. Прежде всего, не стоит относиться к подобному поведению как к чему-то аномальному. В подобной ситуации ревность вполне естественна. Она возникает оттого, что ребенок любит.

Отчего же некогда послушный и адекватный ребенок вдруг проявляет агрессивное поведение? Пока он был единственным, он был полновластным хозяином родительского внимания, родители играли только с ним, занимались его развитием, уделяли ему массу времени, он был центром вселенной и получал все.

С рождением маленького часто старший ребенок отодвигается на второстепенный план со словами «Ты старший, ты уже и сам все можешь». В таком случае ребенок становится или замкнутым, или агрессивным, или у него может проявиться совершенно неадекватная ревность к младшему.

Как только старший ребенок после рождения младшего утрачивает родительское внимание, он думает, что, видимо, он был каким-то не таким (некрасивым, непослушным, неумным, плохим), раз мама и папа родили вместо него второго. Вот он появился, все возятся с ним, считают его замечательным. У ребенка развивается неуверенность в себе. Он начинает впадать в депрессивное состояние, превращается в нытика, капризного, неуправляемого хулигана.

Каковы ошибки родителей.

1. Недостаток внимания со стороны родителей, мотивация «ты сам все можешь»;

2. Повышенные требования. После появления младшего ребенка начинает резко возрастать количество притязаний и требований к старшему.

Если раньше он мог буквально «стоять на голове», и при этом все умилялись, то сейчас ему уже запрещается это делать. «Нельзя» должно быть разумным и в оптимальных количествах (нельзя то, что нельзя всегда). Не стоит нагружать старшего ребенка ответственностью, делать из него няньку для младшего;

3. Состояние эмоционального игнорирования со стороны мамы. При появлении малыша мама, постоянно уставшая, может сорваться в адрес старшего. Чтобы этого не произошло, мама предпочитает просто игнорировать ребенка, что для него крайне болезненно.

Как правильно вести себя родителям.

1. Уделяйте одинаково внимания, как к младшему, так и к старшему ребенку. Если мама не может физически заниматься старшим, это должны по очереди делать папа, дедушка, бабушка и т. д.

2. Ставьте акцент на то, что ребенок старший может больше, но не требуйте. Пусть это будет бонусом к сложившемуся положению. Скажите, например: «Ты сам уже можешь пойти с бабушкой в цирк, а маленький не может», «Ты можешь смотреть с папой хоккей» и т. д.

3. Если старшему вдруг захочется побыть «малышом», предоставьте ему эту возможность. Он иногда может начать вести себя как маленький. Отнеситесь к этому спокойно и с пониманием. Обычно это не длится дольше 1-2 месяцев;

4. Старайтесь объединить детей. Если показать старшему, что он может чему-то научить маленького, а маленькому, что старший может многое ему дать, то они станут дружнее;

5. Не нужно менять привычки и традиции первенца, которые были у него до рождения малыша. Например, если старшему читали на ночь книжки и пели песенки, то так должно продолжаться и дальше, после рождения сестрички или братика;

6. Нельзя ни в коем случае забирать вещи старшего и занимать его территорию, особенно когда разница между детьми меньше 5 лет.