Бедные богатые дети
Недавно моя подруга, дама очень колоритная, ухоженная и обеспеченная, записала своего младшего мальчика в обычный, типовой детский садик. Правда, с отличными воспитателями и педагогами, грамотно подобранной предметной средой и замечательными занятиями – но вполне рядовой и государственный. Ожидать от нашей Елены, что она отдаст своего ребенка не в привилегированное заведение, не приходилось. На мой недоуменный вопрос подруга вздохнула и мрачно заявила, что повторять ошибку, совершенную когда-то со старшим Митенькой, она не собирается… «Ты представляешь, буквально за пару дней в дорогой частной школе Митька решил, что он олигарх и что мы обязаны предоставить ему все соответствующие этому статусу аксессуары: телохранителя (чтоб портфель за него носил), трусы от Дольче и Габбана, часы Ролекс. Знаешь, сколько я насобирала анекдотов за пару лет его обучения? И как один ребенок подарил другому на день рождения ключи от настоящего мерседеса, а какой-то девочке на 8 марта принесли в школу йоркширского терьера в гламурной корзиночке с золотой цепочкой. И как в поход дети ходили в окружении телохранителей. И как на каникулах в Италии один ученик умудрился в ресторане заказать все меню (просто не знал, что выбрать) и всю ночь провел в уборной, а другой, мимоходом, приобрел себе куртку за восемь и кошелек за две тысячи «нерублей». А отношение к окружающим? Митя и его школьные приятели – небожители, крутые, у них есть деньги (вернее, у родителей, но разве они на это внимание обращают?), а остальные – так, шваль, неудачники. Нет-нет, – подытожила Елена, – пусть младшенький идет в обычный детский сад и обычную школу и учится адекватному отношению к жизни и к людям».
Пламенная речь подруги навела меня на размышления о проблемах, с которыми сталкиваются дети из состоятельных семей. Казалось бы, у них есть все: самая вкусная еда, самая красивая одежда, самые современные игрушки, языковые школы на море, доступ к лучшим образовательным и развивающим программам. Живи – и радуйся жизни, становись успешным, востребованным и счастливым человеком. Ан нет, статистика гласит, что процент проблемных детей из благополучных, состоятельных семей неуклонно растет. Эд Динер, профессор Иллинойского университета, выделил несколько рисков, связанных с «богатством» семьи, в которой растет ребенок. На мой взгляд, к основным из них относятся: отсутствие внимания к ребенку, давление со стороны родителей и кастовая система, отделяющая богатых людей от остального мира.
Отсутствие внимания к ребенку. Зачастую детям энергичных бизнесменов и бизнесвумен не хватает родительского внимания – не того, которое выражается в покупке дорогих подарков и в поиске лучших нянь и гувернеров, а обычного домашнего тепла – задушевных разговоров, совместных игр и посиделок. В большинстве случаев, занятия бизнесом – это не работа, а образ жизни, при котором времени и энергии на общение с ребенком практически не остается. И ребенок начинает борьбу за внимание, которая может проявляться в виде капризов, девиантного поведения и хронических заболеваний. Действует неосознанный принцип «не мытьем, так катаньем» – все равно вы обратите на меня внимание!
Давление со стороны родителей. Иногда успешные родители задают слишком высокую жизненную планку для своих детей. Они ожидают от них, как минимум, повторения собственных успехов или, лучше, реализацию упущенных возможностей и достижение неосиленных родителями высот. Если у ребенка от природы более слабый темперамент, нет родительской энергии, тех или иных способностей, он оказывается под сильным психологическим давлением. Проявляться это может по-разному: и отсутствием мотивации к чему бы то ни было, и замкнутостью, и бунтарством.
Девочку Анечку энергичная мама с детства водила в лучшие развивающие студии, в бассейн, музеи и театры, музыкальную и художественную школы. По всем предметам Анечка имела репетиторов. Сначала все шло неплохо, но со временем, чем больше был напор и желание матери приобщить дочь к каким-нибудь занятиям, тем большим равнодушием отвечала дочь. В 14 лет Анечку отправили в Англию, в частную школу, откуда девочка сбежала домой через полгода.
Психологу, к которому взволнованная, но по-прежнему энергичная мама привела Анечку, та отвечала крайне односложно.
- Учишься?
- Учусь.
- Нравится?
- Нет!
- Почему?
- Напрягает. Хожу в бассейн, спортклуб.
- Нравится?
- Нет!
- Почему?
- Неохота.
- А чем тебе нравится заниматься?
(Молчание)
- Смотреть телевизор, гулять с подружками и просто сидеть дома и ничего не делать.
Довольно часто родители, успешные в какой-либо сфере, полагают, что ребенок должен пойти по их стопам. Хорошо, если склонности и задатки ребенка совпадают с родительскими. А если нет? Тогда родительское давление может привести к семейному конфликту и стать личной трагедией для ребенка.
Кастовая атмосфера обособленности и отчужденности от «остального» мира. Психологи утверждают, что детям, обучающимся в привилегированных детских садах и школах, где учится малое количество детей из «элитных» семей, в будущем довольно сложно наладить адекватные отношения с окружающими. Помните сетования моей подруги? А если еще и в семье культивируются высокомерные взгляды на людей с меньшим материальным достатком, то ребенок практически обречен на болячки вроде вещизма, тяги к роскоши и неумения устанавливать теплые, доверительные и искренние отношения.
В действительности, главная моя мысль заключается вовсе не в том, что деньги – это зло. Напротив, лично меня очень радует наличие круглого счета в банке, возможность путешествовать и не задумываться о том, потянем ли мы обучение сынишки в горнолыжной секции. Деньги дают хороший старт, не так ли? Но при этом важно показать ребенку (хорошо бы, на собственном примере), что общение с любимыми и друзьями, самореализация и следование своему призванию значат куда больше, чем все материальные ценности, вместе взятые.
Лиля Крылова