.
Здравствуйте, Гость
1
1
2
5
3
пользователей уже зарегистрировано!
Анонсы и новости
Новость
Ура! Фестиваль "Я ТВОРЮ МИР" открылся!
24.02.25
Анонс
Уникальная конференция "Наследие Победы: от СТЕМ-образования к технологическому суверенитету России" в ЗАТО Саров
19.02.25
Анонс
Конференция "Культурное наследие детям"
03.02.25
Все анонсы и новости

В СЕМЬЕ РАСТУТ ТАЛАНТЫ

Денисенкова Н.С.

 

Общепризнано, что семья, является одним из наиболее существенных  факторов,  влияющих как на интеллектуальное, так и на личностное развитие ребенка. Многие исследователи пытались понять, чем отличаются родители одаренных детей, какие стили воспитания  и установки свойственны  их семьям.

 

Тайна развития одаренного ребенка, его становления и взросления, влияния родителей на формирование его способностей всегда интересовали ученых. Однако отечественных разработок, посвященных проблемам семьи одаренных детей не много, и они касаются, прежде всего, школьников. В связи с этим нам пришлось опираться на зарубежные данные, а также на результаты, полученными нами в исследованиях, проведенных под руководством Л.А. Венгера (1990-94г.г.), О.М.Дьяченко (1995-97г.г.), Н.Е. Вераксы (2002-2006г.г.), а также на опыте консультационной работы с одаренными детьми и их родителями (1996-2007г.г.). В этом исследовании принимало участие 39 одаренных детей, посещавших дошкольные учреждения  г. Москвы (ГОУ № 1511, ЦРР  № 515, НОУ «Интерколледж»), а также  их родители. За детьми наблюдали в группе, беседовали в ходе обследования, а также использовали   методики, направленные на выявление особенностей их личностного и интеллектуального развития. Помимо этого были разработаны и апробированы схемы бесед и опросники для родителей, схемы наблюдения за общением  родителей с  детьми. Основные результаты отражены в книгах [1] и статьях в журналах «Дошкольное воспитание», «Обруч», «Наш малыш», «Улица Сезам» и др.

 

Проанализировав различные исследования, описывающие  семьи, в которых воспитываются одаренные дети, мы выделили несколько аспектов.

Прежде всего, изучаются социальная характеристика семьи; интеллектуальные и личностные особенности родителей; структура и эмоциональный климат семьи; стили детско-родительских отношений; отношение родителей к детской одаренности; а также влияние всех этих факторов на развитие детей.


Рассмотрим социальные характеристики семьи  одаренных детей. По мнению американских исследователей Л. Тэрмэн (1925, 1936), А.Р. Йенсен (1969)[2], опиравшихся на  результаты тестов Бине-Симона и  Векслера (WISC), родители одаренных в подавляющем большинстве случаев принадлежат к обеспеченным белым слоям  населения. Цветные и малообеспеченные жители Америки показали более низкий уровень развития интеллектуальных способностей, их дети крайне редко демонстрировали выдающиеся способности. Трудно комментировать такие результаты, так как сами авторы лишь констатируют  факты, говоря при этом, что они не рассматривали лишь реально полученные результаты и не раскрывали причин такого явления.

 

Полученные нами данные о социальном положении семьи трудно соотнести с зарубежными исследованиями в силу того, что в нашей стране нет всех тех групп, на которых ориентировались американцы. Можно лишь говорить о том, что все опрошенные нами отцы одаренных детей  и почти все матери (95%) имели высшее образование. Большинство отцов (80%) закончили высшие учебные заведения, отличающиеся высокими требованиями к качеству образованиями. В настоящее время отцы занимались бизнесом, связанным с редакторской, банковской, медицинской, адвокатской деятельностью. Были родители, работавшие в наукоемких сферах, а также государственные чиновники. Практически все матери (90%) работали  по специальности. Уровень дохода большинства семей (90%) был выше среднего.

 

Таким образом, можно говорить о том, что большинство родителей обследованных детей (90%) были высоко образованы и хорошо обеспечены.  Возможно,  это было связано с тем, что дети из малообеспеченных семей просто не попали в поле нашего зрения, так как в обследовании принимали участие лишь те семьи, которые добровольно захотели его пройти.

 

Еще одной стороной, на которую обращают внимание исследователи, является  генеалогия. Они рассматривают наличие тех или иных способностей  у родственников одаренных детей. Широко известна семья математиков Бернулли, члены которой в течение девяти поколений  или ста трех лет заведовали кафедрой математики в Базеле, а также семьи  других  выдающихся людей в Баха, Моцарта. Кюри и т.д. На основании проведенного анализа трудно сделать однозначные выводы о склонностях или способностях родителей одаренных детей. Если говорить о сходстве  интеллектуального потенциала родственников, в том числе  родителей,  Л. Терменом (1936) было установлено следующее.  Им и его сотрудниками было обследовано 1528 детей, посещавших начальную школу (857 мальчиков и 671 девочку), чей IQ  был не менее 135 баллов. Сотрудники Стэндфордского университета наблюдали их жизненный путь в течение пятидесяти лет. В частности они установили, что дети этих людей отличались ранним высоким интеллектуальным развитием, средний IQ у них составлял 139 баллов. Иными словами можно говорить о высокой степени влияния выдающегося интеллектуального потенциала родителей на детей.

 

Изучение личностных свойств родителей одаренных детей показало, что им обычно свойственно положительное отношение к жизни. Как правило, в 85 % случаев они любят свою работу, энергичны и динамичны. Главное, что их отличает, - это антиконформизм, независимость от постороннего мнения, от условностей и предрассудков общества. Они ведут себя уверено, часто не заботясь о своей репутации.[3]

 

Нами были установлены схожие факты. Родители талантливых детей показывали  высокий уровень интеллектуального развития, хотя немногие из них осознавали  это. В то время как  в беседе зачастую выяснялось, что и в детстве они проявляли неординарные способности.

Папа Кати Ш. говорит: «В школе я был отличником, институт закончил с красным дипломом, но это как-то получилось само собой, ничем особенным я не отличался».

 

В личностном плане родителей характеризует положительное отношение к жизни, активная жизненная позиция. Хочется добавить,  что обследуемые нами родители предпочитали в свободное время посещать театры, выставки, часто выезжали за рубеж. Эти семьи характеризуются открытостью, разнообразными социальными связями. У них часто бывают родственники или друзья. Хотя бы раз в месяц к ним приходили знакомые с детьми или они сами ездили в гости.

 

Обращаясь к вопросу структуры семьи, можно сказать, что подавляющее большинство детей  (87%) воспитывались в полных семьях. Интересно, что,  зачастую, в 70 % случаев, вместе с детьми и родителями живут кто-либо из родственников: бабушки, дедушки, тети, дяди,  двоюродные братья, сестры. При этом только у 15 детей есть старшие родные братья или сестры, а у 5% - младшие. Возможно, это объясняется тем, что родители рано распознают одаренность детей  и считают своим долгом посвятить себя их воспитанию.

 

Мы встречали схожие факты у Дж. В.Герцеля[4]. Он также отмечает стремление родителей отдавать все свое время одаренному ребенку, всесторонне развивая его. Такие родители говорят о том, что появление младших детей будет отвлекать их от одаренного ребенка.

Такие представления родителей имеют под собой некоторые основания.

Исследования  Р.Б. Зайонца и его сотрудников (1975)[5] показали зависимость интеллектуальной одаренности и количества детей в семье. Они установили, что чем больше братьев и сестер, тем ниже их средний коэффициент интеллектуальности. Было обнаружено, что первенцы всегда оказываются более развитыми, чем их младшие братья и сестры. Разница IQ между этими крайними группами составляла 10 баллов. Скорее всего, это происходит из-за   того, что младшие дети имеют меньше возможностей общаться со взрослыми.

 

Что касается творческих способностей, то они, по-видимому, не связаны с этим фактором. Для  развития воображения важно, чтобы  у ребенка был младший брат или сестра с небольшой разницей в возрасте. В этом случае хуже всего приходится последнему ребенку, родившемуся намного позже остальных и не имеющему возможность придумывать игры для младшего брата или сестры.

 

Структура семьи в большинстве случаев  связана с  системой отношений между родственниками и эмоциональным климатом  семьи. Обращаясь к содержательной стороне взаимоотношений, многие ученые отмечают  значительное влияние, оказываемое на детей родителями противоположного пола. Различные исследования  (Е. Фримен, Дж. Флеминг, С. Такакс) говорят о том, что одаренным  людям, добившимся успеха, свойственна андрогиния, т.е. сочетание женских и мужских черт характера и поведения. Такая гибкость и многоплановость дает им возможность осваивать самые разнообразные сферы деятельности. Многие из них в автобиографических отчетах говорили о том, что основную поддержку и влияние на них оказывали родители противоположного пола. Особенно это касалось отцов одаренных дочек.

 

Мы также обнаружили, что дети в своих рисунках отражают близость к родителям противоположного пола. Ответы на вопросы анкеты также свидетельствовали о том, что родители противоположного пола больше внимания уделяют своим детям, чем родители того же пола. Мамы давали больше эмоционального тепла и времени мальчикам. Отцы больше занимались с девочками, помогали им в освоении традиционно мужских видов деятельности, то же можно сказать и о бабушках и дедушках.

 

Большинство исследователей считают, что одаренному ребенку необходимы ласка, принятие, любовь и уважение. Но  к сожалению мы не нашли однозначных данных о том, какой эмоциональный климат  чаще всего встречается в семье, где воспитываются такие  дети.

Наши  собственные наблюдения дают возможность говорить о преобладании (80%) благополучных семей, где детей воспитывали оба родителя. Для них был характерен положительный эмоциональный климат, ребенка любили, оценивали как уникальную личность, нуждающуюся в понимании и заботе.   

Редко родители были в разводе (10%) или, не будучи официально разведено, жили отдельно или собирались разводиться(10%). Встречались и семьи с нарушенными эмоциональными связями. Отмечался случай, когда мать   воспринимала ребенка  как помеху, не принимала его, вплоть до желания отдать его в интернат.  Причинами могут быть как агрессивность, негибкость отцов, так и холодность, отстраненность матерей.

 

В заключении можно сказать, что, скорее всего, семьи, где воспитываются одаренные дети, благополучны и им присуща положительная эмоциональная атмосфера, принятие ребенка. Хотя делать окончательные выводы об эмоциональном климате семей одаренных детей еще трудно.

 

Более изученным является вопрос о стилях детско-родительских отношений. Существуют разнообразные основания для классификации взаимоотношений детей и родителей. Наиболее принятым является разделение на авторитарный, попустительский и демократический стили. Хотя такой подход очень известен, нам не удалось найти однозначных данных о том, какой из этих стилей более всего присущ родителям одаренных детей. Скорее всего, это связано с “грубостью”  такого взгляда. Оно является чрезмерно расплывчатым, не улавливающим нюансы отношений. В то же время ученые единодушны в том, что стили, базирующиеся на жестком контроле, силовом давлении и других формах прямого авторитарного вмешательства  не дают возможности для развития одаренной личности. Особенно показательно в этом плане исследование Р.Д. Хесса и В.С. Шипмана[6].

 

Мы полностью согласны с приведенными данными. Однако  попустительский стиль воспитания также негативно сказывается на развитии одаренности. В нашей практике встречались случаи, когда постоянное предоставление возможности выбора приводило к нарушению эмоционального комфорта у ребенка. Дошкольник не может все время находиться в ситуации принятия решения, это дает ему ощущение нестабильности, шаткости мира, лишает четкости ценностей и поведенческих ориентиров и таким образом провоцирует невротизацию. Это положение особенно актуально для одаренных детей, так как они обладают лабильной нервной системой и повышенной чувствительностью к социальным нормам и их соблюдению.

 

Есть также данные о том, что стиль детско-родительских отношений различается в тех семьях, где развиваются интеллектуально одаренные, от тех, где воспитываются  дети с творческими способностями (Ж. Годфруа)[7]. Иногда встречается сочетание тех   и других условий; но если учесть, что схемы  воспитания, благоприятствующие тому или другому направлению развития различны, маловероятно, чтобы такое сочетание наблюдалось часто.

 

В семьях у детей с преимущественным развитием интеллектуальных способностей между ними и родителями  уже в раннем возрасте устанавливаются тесные взаимоотношения. Родители при этом обращают особое внимание на познавательную успешность.

В то же время взаимоотношения родителей с детьми, преуспевающими в вербальных дисциплинах, и с детьми, делающими большие успехи в математике и науках, требующих пространственного мышления, различны.

 

У детей с высокими способностями к вербальным наукам, как правило, формируются крепкие эмоциональные связи с родителями, что подкрепляет зависимые формы поведения. В этих случаях уже с раннего детства  родители уделяют много внимания умственному развитию детей, покупают им познавательные игрушки, позволяют участвовать в своих разговорах. Однако в школьном возрасте такие родители усиливают контроль и давление на ребенка, придавая большое значение успеваемости, жестоко отчитывая за плохие оценки. Что касается детей с большими способностями в области математических наук  и пространственного воображения, то, по-видимому, они значительно свободнее в своих инициативах. Такая относительная независимость учит их работать самостоятельно, взаимодействуя с объектами окружающего физического мира. При этом они могут сосредоточиться на задачах, которые они решают довести до конца, а также  развивать пространственные представления и интерес к оперированию числами.

 

Если мы теперь перейдем к детям с высокими творческими способностями, то увидим, что в отношении к ним родителей обычно нет  никакой авторитарности и чрезмерной опеки. Чаще всего родители таких детей поощряют их непосредственность  и уверенность в себе. В семье ценится чувство ответственности.  Все эти качества чрезвычайно важны  для развития творческих способностей.  Исследователи, однако, отмечают, что в таких семьях  (в отличие от тех, где у детей больше развиты интеллектуальные способности) часто наблюдается определенная  эмоциональная дистанция и даже холодность, которая может доходить до глубокого разлада  между родителями, хотя это и не приводит к враждебности по отношению к детям или пренебрежению ими.

 

У нас нет  материалов для  подтверждения или  опровержения высказанной гипотезы. Это связано с тем, что в дошкольном возрасте еще трудно говорить о четком разграничении детей на “интеллектуалов”  и  “творческих”. Возможно, эти особенности проявятся в школьном возрасте.

 

Еще одним важным аспектом семейного воспитания, оказывающим влияние на развитие одаренных детей, является отношение родителей  к детской одаренности. Очевидно, что этот фактор – один из основных, влияющих на реализацию возможностей ребенка. Дошкольник смотрит на реакцию самых значимых для него взрослых и в зависимости от нее оценивает себя, свое поведение, систему ценностей и устремлений. Поддержка родителей  ведет к закреплению или отторжению тех или иных качеств личности и познавательной сферы. Одаренный ребенок особенно чутко воспринимает реакцию родителей на свои достижения, поэтому именно она и определит, будет ли ребенок стремиться развивать свои способности, станет ли он двигаться вперед или попытается «спрятать» свою неординарность, стать «как все».

 

Исследования позволяют выделить несколько типов отношения родителей к  одаренности: отрицательное, игнорирующее и положительное.[8]

 

Часть американских родителей не желают признавать исключительности своего ребенка или даже отрицательно относятся к ней. Они говорят о том, что не хотели бы видеть своего ребенка одаренным, а  предпочитают, чтобы он был «как все». Причиной такого отношения часто бывают «антиинтеллектуализм» общества, недоверие к «умникам», скептическое отношение к тем, кто выделяется из среднего уровня. Некоторые родители боятся, что у одаренного ребенка может неудачно сложиться жизнь, так окружающие люди будут относиться к ним насторожено.  

 

Другие родители  игнорируют раннее проявление одаренности у детей и избегают вслух обсуждать их замечательные способности. Это отношение также нежелательно сказывается на развитии одаренных дошкольников. Нейтральное отношение к одаренности имеет под собой скрытое неприятие. Родители дают ребенку понять, что его успехи их не радуют,  что данный аспект детской личности родителей не интересует.

 

В случает отрицательного или игнорирующего отношения к одаренности со стороны близких дети делают вывод, что важнее всего – не выделяться  и начинает скрывать свои способности. При определенных обстоятельствах это может негативно влиять не только на умственное, но и на личностное развитие. Длительное подавление интеллектуальных и экспрессивных потребностей одаренного ребенка может привести к нарушениям в эмоциональной сфере, неврозам и даже психозам. Неврозы могут вызывать периоды депрессии, когда ребенок не в состоянии понять причины неприятия окружающими естественных для него стремлений и поведения. Когда блокируется его творческая энергия, мышление может оказаться парализованным. Уход в воображаемый мир стирает границы между вымыслом и реальностью. Столь крайние формы дезадаптации редки, но все встречаются, особенно в подростковом возрасте.

 

Полученные нами данные полностью совпадают с приведенными выше. Мы не встречали случаев отрицательного отношения к одаренности. Возможно, это связано с культурными особенностями нашей страны, где талант и интеллектуальные достижения традиционно считаются положительным качеством. Редко (в  15% случаев) отмечалось нейтральное отношение родителей к детской одаренности. Но когда оно имело место, дети достаточно остро на него реагировали, проявляя агрессию или уход в свои фантазии.

 

Так,  родители Кости П. не придают значения его одаренности. Они говорят о том, что он посещает группу одаренных детей только потому, что она расположена близко к дому. Поведение мальчика в группе отличается агрессивностью, направленной на других детей, на взрослых, на окружающие предметы.

 

Мы встречали и другую реакцию ребенка -  уход  в свой мир. Такие  формы реагирования появлялись у детей при сочетании игнорирования их способностей и  проблемными ситуациями  в семье. Дети не просто искали пути разрешения конфликтов в воображаемом плане, но и выстраивали целые миры, в которых они “существовали” в ущерб реальности.

 

Приведем пример. Маша Ч. - высоко одаренный ребенок, придумывает необыкновенно яркие рассказы, в которых  постоянно происходят  страшные события, связанные с убийствами, кражами детей изменой мужа и т.д. Она может более получаса рассказывать такие истории, наполняя их от раза к разу все большим количеством деталей.  Эти же сюжеты она проигрывает в обычной ситуации. При ближайшем знакомстве с семьей выясняется, что родители разводятся. У отца есть другая женщина и мать не разрешения ему видеться с детьми, Машей и ее старшей сестрой. Мать предпочитает  игнорировать одаренность ребенка, говоря, что не замечает у нее никаких выдающихся способностей.

 

В большинстве случаев, дети настолько  глубоко переживали семейные проблемы, что главным для них становилось выстраивание охранных механизмов. Вследствие чего, одаренность проявлялась все меньше и меньше, и к подростковому возрасту, такие дети часто практически не отличались от своих обычных сверстников.

 

Однако случаи игнорирования или неприятия одаренности встречаются редко. Подавляющее число родителей (85%) положительно относятся к детским талантам, считают необходимым их развивать и поддерживать. Однако мотивы такого отношения могут быть различными.

 

Одним из вариантов положительного отношения к одаренности можно условно, вслед за А.В.Варгой[9], назвать гиперсоциализацией. Такие родители рассматривают детскую одаренность как возможность самоутвердиться и реализовать свои  потенциальные возможности. Для них, прежде всего, важно, чтобы ребенок демонстрировал высокие достижения. При этом их практически не интересуют другие стороны развития маленького человека, его интересы и увлечения, эмоциональное и физическое состояние. В большинстве случаев эти дети очень перегружены. Они посещают разнообразные студии, дополнительные занятия. Им не хватает времени на дневной сон, прогулки, игры.

 

Рассмотрим случай с Юлей Е. В детский сад, отличающийся специальной усложненной  образовательной программой,  Юля приезжает издалека. Помимо этого она  посещает музыкальную школу, занятия по фигурному катанию и эстетическую школу. Дома родители также стараются заниматься дополнительно. На занятиях ребенок нередко не может продуктивно работать, так как практически засыпает. Поспать днем она не успевает, потому что необходимо ехать на занятия спортом или живописью. Когда психолог предлагает отменить их хотя бы частично, мотивируя  это очевидной перегруженностью ребенка и возможностью эмоционального срыва, мать говорит о невозможности это сделать: «Не прощу   себе, если не сделаю все для развития моей девочки. Она ведь такая талантливая. Да и потом она не настолько устает, ведь Юля такая энергичная. Что ж ей дома бездельничать?»

 

Чрезмерные нагрузки приводят к быстрой утомляемости и, как следствие, к снижению успешности ребенка. Он начинает чувствовать себя неудачником, не соответствующим высоким стандартам взрослых, снижается его самооценка, появляются тревожность, мнительность, чувство болезненности. Родители при этом демонстрируют ребенку свое недовольство, тем самым еще больше усугубляя ситуацию.

 

Американским ученым Дж. Фрименом было замечено, что излишние родительские амбиции сопровождаются высоким уровнем агрессивности у детей. Вырастая, они не избавляются от этого, а все так же испытывают чувство. Одаренные подростки с эмоциональными нарушениями, вспоминая раннее детство, почти всегда рассказывали, что родители не воспринимали их как личность, а видели только способности  и достижения.

 

Мы полагаем, что за таким типом родительского отношения к одаренности стоит скрытое неприятие ребенка, замаскированное под чрезмерную заботу о нем. Большинство  родителей,  искренне полагают, что делают все для ребенка и приносят себя в жертву его таланту. При этом они очень много не знают о своем малыше, о его интересах, страхах, проблемах и т.д.

 

Необходимо отметить, что случаи гиперсоциализации редки (5%).  Большинство из опрошенных нами родителей(80%)  прежде всего, ценили и любили своего ребенка вне зависимости от его способностей, хотя одаренность  ребенка они оценивали адекватно  и принимали ее с радостью. Очевидно, что такое отношение является наиболее плодотворным для развития как способностей, так и личности в целом. Оно дает маленькому человеку чувство защищенности, значимости для близких, обеспечивает почву для реализации его возможностей. Большинство такие родителей, определяя свою систему ценностей и формулируя свои пожелания к будущему ребенка, на первое место ставили счастье и удовлетворенность жизнью: «Пусть будет счастливым и вырастет хорошим человеком. Это самое главное», «Хочу видеть ребенка счастливым и сильным. Будущее он выберет себе сам, а мы должны ему помогать»,  «На будущее нет особых пожеланий, пусть будет здоров и счастлив». Способности детей воспринимались этими взрослыми как благо, «дорога в будущее», «возможность быть успешным». Несмотря на свою занятость родители, мамы, папы, а зачастую бабушки и дедушки, считали необходимым способствовать опережающему развитию ребенка. Они посещали с детьми музей, выставки (особенно связанные с интересами детей), зоопарк, выезжали на природу, много времени уделяли подбору развивающих игрушек и книг. Многие совместно занимались спортом, практически все путешествовали вместе с детьми.

 

К проблеме переутомления ребенка такие родители относились серьезно. Если в беседе с ними педагоги или психологи аргументировано показывали, что дошкольник перегружен, они отказывались от дополнительных занятий, даже если считали их очень важными: «Жалко, что пришлось отказаться от музыкальной школы, Сереже она очень нравилась. Но что делать, здоровье важнее, подрастет, сам наверстает», «Мы решили не ходить дополнительно в бассейн, Егор очень устает. Будет плавать с папой раз в неделю», «Сама вижу, что Катя устает, стала такая возбужденная, плохо спит. Наверное, придется больше не заниматься языком».

 

В вопросе образования ребенка такие родители занимают активную позицию. Они тщательно выбирают детский сад, а затем и школу, предпочитая те из них, где используются развивающие программы, знакомятся с воспитателями и специалистами, посещают открытые занятия, родительские собрания и различные мероприятия для родителей. Они активно участвуют в жизни дошкольного учреждения, помогая готовить праздники, викторины, а иногда и разыскивая материалы для занятий.  

 

Развитием ребенка чаще всего занимаются все члены семьи, бабушки и дедушки уделяют этому не меньше внимания, чем матери и отцы. За последние годы наметилась тенденция равноценного участия в воспитании одаренных детей  и родителями и прародителями. Так если в 90-е годы бабушки и дедушки  были основными воспитателями таких дошкольников, а родители были больше заняты работой, то сейчас бабушки и дедушки также много работают, а мамы и папы очень активно занимаются с детьми: «Все члены семьи занимаются с Аней. Бабушка водит в театр, дедушка помогает отвезти на теннис, а мы с папой дома стараемся максимально уделять ей внимание, читаем, ездим на выставки, везде  с собой берем», «С Егором все понемногу занимаются. Мама – английским языком, папа – техникой и спортом, дедушка много рассказывает о природе», «Бабушка с Алиной много играет, шьет куклам платья, рассказывает о моде. Нам тоже приходится крутиться, то на фигурное катание ее везти, то на рисование. Дома она требует много внимания, все время задает вопросы, да еще какие. Только успеваем с папой в журналах, да книгах копаться, простые ответы ее не устраивают».

 

Таким образом, можно говорить об активной позиции всей семьи. Способности ребенка не только поддерживаются, но и прилагаются значительные усилия для их активного развития. При этом учитываются потребности, желания и интересы самого дошкольника.

 

В то же время многие зарубежные исследователи указывают, что у высокоодаренных младших школьников самооценка ниже, чем у их ординарных сверстников. Мы можем сказать то же самое об исследованных нами дошкольниках. В чем же кроется причина столь неадекватной оценки себя?

 

Основные причины по нашему мнению заключаются в поведении родителей. Несмотря на то, что большинство из них принимают и любят своих одаренных детей, почти все они очень много ждут от дошкольников, не очень представляя себе психологических возможностей этого возраста.

 

Одним из движущих мотивов в поведении ребенка является желание сделать приятно значимым взрослым, заслужить их одобрение. Ребенок замечает и запоминает все события, вызвавшие улыбку, поощрительный кивок, похвалу  родителей. Процесс этот начинается с самого рождения и продолжается очень долго, иногда человек всю жизнь ориентируется на мнение матери или отца.  Законная гордость родителей, вызванная проявлением детских способностей, не уравновешенная  благожелательным вниманием к другим сторонам его личности, к социальным моделям его поведения, приводит к нежелательным последствиям. Среди них часто встречаются такие проблемы детского развития как перфекционизм, чрезмерная соревновательность, информационная перегруженность и др. Несомненно, сами по себе эти качества не являются негативными, но в сочетании с другими личностными особенностями одаренных дошкольников, могут приводить к серьезным проблемам, формировать у детей заниженную самооценку, тревожность, создавать ситуацию напряжения и даже стресса.

 

Что же в поведении родителей заставляет ребенка «рваться» к недостижимым вершинам, теряя при этом эмоциональную стабильность и уверенность в себе?

 

Перфекционизм (стремление все доводить до совершенства) обычно не свойственен дошкольному возрасту, но у одаренных детей эта черта часто встречается. Казалось бы, родителей должно радовать такое серьезное отношение к познанию и оценке своих результатов. Однако – это оказывается одной из самых серьезных трудностей, мешающих детям завершать свои работы. Многие педагоги, общающиеся с одаренными детьми, видели, как замечательные рисунки, постройки или аппликации разрывались или сбрасывались со стола, так казались маленьким творцам недостаточно красивыми, имеющими какие-то дефекты. При этом дети сами страдают из-за невозможности достичь максимально высокого уровня, сердятся на себя и окружающих людей, плачут. Однако не они поставили себе такую  планку. В большинстве случаев это делают родители. Осознано или нет, они ориентируют ребенка на самые большие достижения: «Постарайся сделать еще лучше, ты ведь можешь, я знаю», «Попробуй еще раз, получится еще лучше». Оценивая  детей «объективно», отмечая кажущиеся недостатки, родители зачастую не считаются с возрастными возможностями дошкольников, принимая одаренность за способность делать все так же как взрослый.

 

Мама Никиты Л. жалуется воспитателю «С ним очень трудно, иногда он говорит все так путано, не может четко формулировать свои мысли. Я всегда его останавливаю и прошу говорить последовательно и логично. Он ведь умеет это делать». Очевидно, ей  неизвестно, что способность логично и последовательно выражать свои мысли формируется гораздо позже.

 

Другим источником возникновения перфекционизма может стать «семейные мифы», например, миф об уникальности семьи.  Есть семьи, в которых существует множество рассказов о замечательных способностях ее членов. Ребенку часто говорят о том, что он будет продолжателем традиции, добьется выдающихся успехов и проявит свои таланты очень рано. Нет сомнения в том, что знание истории своих предков обогащает внутренний мир человека. Однако тяжесть ответственности перед родными еще непосильна для дошкольника и вряд ли поможет его гармоничному развитию. Желание воспитать в своем ребенке потребность в постоянном совершенствовании оборачивается неуверенностью в себе, стремлением браться только за простые задачи и избегать сложные, неумением переживать поражение. Дети перестают верить в себя и ощущают свою неполноценность из-за того, что, по их мнению, не оправдывают родительских ожиданий.

 

Сын гроссмейстера, Дима И. уже в пять с половиной лет демонстрирует выдающиеся математические способности, складывает в уме трехзначные цифры,  удивляет взрослых тем, что может перевести рубли в доллары по банковскому курсу. При этом ребенок постоянно находится в напряжении, часто бывает агрессивен или подавлен. Психолог ведет беседу с  родителями по поводу одиночества ребенка в группе, его неумения общаться со сверстниками. Маму мальчика эта проблема не волнует: «Ничего страшного, он ведь прекрасно ладит со взрослыми. Дети ему просто не интересны.   У него такая наследственность, он еще всем покажет. Занимается ведь он хорошо? Иначе и быть не может». Через несколько недель ребенок отказался посещать занятия, а затем и детский сад, через год у него возникли  серьезные проблемы с посещением школы.

 

Еще одним нежелательным последствием высоких родительских ожиданий может стать чрезмерная соревновательность. Дух соперничества, без сомнения является мощной движущей силой развития. Он стимулирует желание добиваться успеха, быть самым лучшим во всем. Одаренные дети  - прирожденные лидеры, он с трудом переносят успехи других детей и даже взрослых. Это одна из их личностных особенностей. Бывает, что взрослые стимулируют ее формирование, говоря: «Ты сегодня был самым лучшим?», «А кто занимался лучше тебя?», «Если ты постараешься, никто не опередит тебя». Родители уделяют слишком большое внимание победам ребенка и расстраиваются из-за иногда мнимых поражений. Они не учитывают, что ребенок очень чутко прислушивается  к их мнению и пытается любой ценой обогнать всех. Но маленький человек еще  не знает, что всех победить невозможно, и неудачи все равно неизбежны. Он очень остро реагирует на свое самое незначительное отставание, вследствие чего возникает внутренний, а иногда и внешний конфликт. Ребенок чувствует себя неудачником, самооценка снижается.

 

Никита Л.  не успел одеться на прогулку раньше всех. Несколько секунд он сдерживает слезы, потом бросает шапку на пол и убегает в группу. Идти гулять он категорически отказывается.

На занятии по художественной литературе похвалили не только Аню Л., но и еще нескольких детей. Девочка краснеет, сбрасывает на пол все книжки со стола, топает ногами, плачет и выбегает из комнаты.

Всю первую половину дня настроение у обоих детей испорчено, они вялые, печальные, с трудом отвечают на вопросы взрослых, со сверстниками не играют. 

 

К снижению, самооценки может привести и информационная перегрузка. Одаренные дети обычно «засыпают» взрослых вопросами и требуют от них обстоятельных ответов. В ответ на это взрослые пытаются рассказать обо всем максимально подробно, забывая, что перед ними хотя и очень умный, но все-таки ребенок. Дети  внимательно слушают родителей, зачастую не понимая большей части объяснений. Обычный дошкольник давно бы стал отвлекаться или просто ушел. Одаренный ребенок приложит максимум усилий, чтобы вникнуть в то, что говорит взрослый, но, чувствуя свою неспособность осмыслить сказанное, он   посчитает себя глупым. Если такая ситуация будет повторяться регулярно, это может сформировать у него чувство собственной беспомощности, бестолковости.

 

Родителей часто удивляет такая реакция детей. Папа Кости П. сетует: «Мальчик очень любознательный,  задает много вопросов. Я копаюсь в энциклопедиях, выискиваю ответы, начинаю ему рассказывать, чувствую – не понимает. А вы говорите – одаренный».

 

Можно было бы приводить еще множество примеров непонимания родителями, да и многими взрослыми, особенностей развития одаренных детей. Иногда даже самые лучшие побуждения могут сыграть как положительную, так и отрицательную роль в развитии одаренного ребенка. В связи с этим психологам и педагогам, работающим  с такими детьми, необходимо уделять особое внимание семье. Важно показать родителям, что их ребенок в интеллектуальном и творческом плане уникален. Он требует признания своего таланта, его всемерной поддержки и развития. При этом такой ребенок все равно остается  дошкольником. Его социальное и личностное развитие соответствует возрасту. Он только учится общаться со сверстниками, контролировать свои эмоции,  понимать самого себя и других.


Просветительская работа с родителями (семинары, беседы, консультации), активные формы их обучения (тренинги и деловые игры), включение в жизнь дошкольного учреждения (посещение занятий, прогулок участие  в совместной творческой и проектной деятельности) помогут родителям увидеть реальный мир своего ребенка, научат их понимать его, что, несомненно, поможет становлению как талантов ребенка, так и его личности.

 



[1] Одаренный ребенок /Под ред. О.М.Дьяченко. – М.:МОиПК, 1997, Рекомендации по выявлению умственно одаренных детей /Под ред. О.М.Дьяченко, А.И.Булычевой – М.:МОиПК, 1996.

[2] Jensen A.R.  How much can we boost IQ and scholastic achievement? Harvard Educational Review, # 39, p 1-23

[3] Годфруа Ж.Что такое психология: В 2-х т. Т.1 – М.: «Мир», 2004.

[4] Развитие личности ребенка /Под ред. А.М.Фонарева. – М.:Прогресс,1987.

[5] Zayonc R.B., Markus G.B. 1975 . Birth order and intellectual development. Psychological Review, n 82 , p. 74-88

[6] Hess R.D,  Shipman V.C. Early experience and the socialization of cognitive modes in children // Child Development, 1965, 36 (4)

[7] Годфруа Ж.Что такое психология: В 2-х т. Т.1 – М.: «Мир», 2004.

[8] Одаренные дети/ Под ред. Г.В.Бурменской, В.М.Слуцкого. –М.:Прогресс,  1991.

[9] Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. М.: Просвещение, 1989.