Скажите, мой ребенок одаренный?
Свидетельствует ли раннее развитие умственных способностей об одаренности детей? Если ребенок в год понимает и легко произносит сложные слова, в два-три года начинает читать и считать, то родители зачастую, помимо гордости за собственное чадо, приобретают уверенность в его необыкновенных способностях. Правы ли они? Может быть, помимо чтения, счета и прочих «академических» достижений есть еще какие-то особенности, указывающие на одаренность ребенка? Американские психологи составили список черт, характерных для одаренных детей младшего возраста. С ним можно соглашаться или не соглашаться (думаю, многие российские психологи поспорили бы с некоторыми пунктами), но и для родителей, и для педагогов этот список может быть полезен и интересен. Не как диагностическое средство, а как способ разглядеть в ребенке что-то особенное, обратить внимание на его потенциал и, при необходимости, оказать ему поддержку и помощь. Ведь упрямство и настойчивость могут оказаться не признаком дурного характера и невоспитанности, а одним из кирпичиков в фундаменте одаренности.
Итак, характерные черты одаренного ребенка:
0 – 4 месяца
-
Вскоре после рождения устанавливает зрительный контакт с людьми, следит глазами за окружающими;
-
Смотрит на мать во время кормления;
-
Не любит оставаться в кроватке или детском креслице;
-
Имеет ярко выраженную потребность во взаимодействии со взрослыми;
-
Живой и внимательный, замечает и реагирует на окружающих людей.
4 месяца – 1 год
-
Редко «слюнявит» и берет в рот игрушки;
-
Осмысленно играет с игрушками, редко демонстрирует деструктивные или случайные действия;
-
Внимателен, когда слушает книгу или смотрит телевизор;
-
Играет в ладушки и «ку-ку» (прятки);
-
Машет рукой на прощание, говорит «мама», «папа» и «пока»;
-
Может проследить за движением предмета по комнате, не теряет его из вида.
1 год – 1,5 года
-
Заинтересован в самостоятельных поступках. Протестует, если ему это запрещают;
-
Умеет сосредотачиваться;
-
Проявляет интерес к буквам, цифрам, книгам, любит разговаривать;
-
Демонстрирует хорошую координацию, не испытывает трудностей при игре с сортерами (соотносит форму и размер предмета с формой и размером отверстия);
-
Собирает пазлы и играет в игрушки, подходящие для детей более старшего возраста;
-
Не жует и не рвет книги;
-
Легкоранимый, старается заслужить одобрение взрослых.
1,5 года – 2 года
-
Разговаривает, легко понимает речь окружающих;
-
Знает много букв, цветов и цифр.
-
Проявляет упорство, стремится делать все по-своему, не успокаивается, пока не достигает результата;
-
Не отвлекается от своей цели на побочные раздражители;
-
Может вместе с вами спеть песенку, с лету запоминает слова и мелодию;
-
Демонстрирует чувство юмора;
-
Активен, причем активность всегда осмысленна и имеет ценность для ребенка
-
Интересуется сложными приборами и механизмами: CD-плеером, компьютером, планшетником… Умеет с ними обращаться (если это разрешают взрослые);
-
Любит командовать, быстро теряет интерес к детям, недостаточно ловким и сообразительным;
-
Может вызвать у членов семьи жалобы на свое упрямство и «испорченность»;
-
Рисует и рассказывает о том, что нарисовал;
-
Собирает башню из 6 и более блоков;
-
Распознает основные формы (квадрат, прямоугольник, круг…) и легко идентифицирует их в окружающей обстановке;
-
Отмечает красоту природы;
-
Обращает внимание на чувства окружающих;
-
Требует объяснения («зачем это надо?») перед тем, как выполнить чью-то просьбу.
-
Некоторые одаренные дети к этому возрасту умеют считать, знают цвета и оттенки, весь алфавит. Причем эти знания и умения они приобретают самостоятельно, а не под давлением родителей.
2 – 3 года
-
Внимателен при просмотре любимых телепередач или видеозаписей;
-
Выражает неуемное желание печатать буквы или цифры на компьютере;
-
Ловит вас на ошибках, несостыковках, помнит ваши обещания и намерения;
-
Расстраивается, если что-то не получается сделать; поглощен определенными занятиями;
-
Посторонние люди начинают замечать, «какой умный у вас ребенок»;
-
Испытывает сложности в играх со сверстниками, интересуется больше старшими детьми и взрослыми;
-
Испытывает приступы гнева, когда ему мешают довести до конца начатое дело;
-
Может играть в игры, собирать головоломки, предназначенные для детей, вдвое старше;
-
Читает вывески, уличные знаки, узнает написанные имена;
-
Сердится, если не прислушиваются к его мнению; более склонен к сотрудничеству со взрослыми, а не к подчинению им;
-
Любит соревноваться.
3 – 4 года
-
Крайне любопытен;
-
Любит поговорить;
-
Проявляет усиленный интерес к книгам, к чтению и поиску в них ответов на вопросы;
-
Любит спорить, умеет аргументировать свою точку зрения;
-
Может многое делать на компьютере;
-
Может бояться и беспокоиться, что его не понимают;
-
Постоянно задает вопросы «что?» и «почему?», внимательно выслушивает ответы;
-
Выказывает интерес к правилам, регулирующим определенную деятельность (например, игру), раздражается на тех, кто этим правилам не следует и не понимает их;
-
Любит командовать;
-
Выдумщик;
-
Умеет манипулировать людьми;
-
Перфекционист, поглощен совершенствованием собственных навыков и умений.
4 – 5 лет
-
Интересуется «взрослыми» вопросами и проблемами, но может испытывать страх перед ними (например, испытывает ужас и восторг перед природными катастрофами);
-
Интуитивно схватывает математические концепции, может успешно соперничать со старшими детьми в логических и карточных играх;
-
Может задавать вопросы о смысле жизни, собственном назначении…
-
Богатый словарный запас, отличная память;
-
Легкость в управлении компьютером и игровыми приставками;
-
Логичность рассуждений, любовь к теоретизированию и философствованию;
-
Огромная потребность в вовлечении окружающих (и детей, и взрослых) в интеллектуальные разговоры об интересующих предметах;
-
Многие одаренные дети в этом возрасте начинают читать «спонтанно», без занятий и тренировок;
Заключение. Одна из самых замечательных черт, указывающих на одаренность, – это стремление ребенка к получению интересующей его информации и умение спонтанно организовывать собственное обучение. В действительности, в корне этих особенностей лежит огромное любопытство – именно оно толкает малыша на исследование окружающего мира и развитие собственных способностей. И если ваш малыш любопытен, – это хороший знак. Развивайте это качество, поощряйте его, дайте ребенку возможность удовлетворять свою потребность в получении новой информации и опыта.
Автор Debora L. Ruf
Перевод Ирины Рогожкиной