.
Здравствуйте, Гость
1
1
2
5
3
пользователей уже зарегистрировано!
Анонсы и новости
Новость
Ура! Фестиваль "Я ТВОРЮ МИР" открылся!
24.02.25
Анонс
Уникальная конференция "Наследие Победы: от СТЕМ-образования к технологическому суверенитету России" в ЗАТО Саров
19.02.25
Анонс
Конференция "Культурное наследие детям"
03.02.25
Все анонсы и новости

Скажите, мой ребенок одаренный?

 

Свидетельствует ли раннее развитие умственных способностей об одаренности детей? Если ребенок в год понимает и легко произносит сложные слова, в два-три года начинает читать и считать, то родители зачастую, помимо гордости за собственное чадо, приобретают уверенность в его необыкновенных способностях. Правы ли они? Может быть, помимо чтения, счета и прочих «академических» достижений есть еще какие-то особенности, указывающие на одаренность ребенка? Американские психологи составили список черт, характерных для одаренных детей младшего возраста. С ним можно соглашаться или не соглашаться (думаю, многие российские психологи поспорили бы с некоторыми пунктами), но и для родителей, и для педагогов этот список может быть полезен и интересен. Не как диагностическое средство, а как способ разглядеть в ребенке что-то особенное, обратить внимание на его потенциал и, при необходимости, оказать ему поддержку и помощь. Ведь упрямство и настойчивость могут оказаться не признаком дурного характера и невоспитанности, а одним из кирпичиков в фундаменте одаренности.  

 

Итак, характерные черты одаренного ребенка:

 

0 – 4 месяца

  • Вскоре после рождения устанавливает зрительный контакт с людьми, следит глазами за окружающими;

  • Смотрит на мать во время кормления;

  • Не любит оставаться в кроватке или детском креслице;

  • Имеет ярко выраженную потребность во взаимодействии со взрослыми;

  • Живой и внимательный, замечает и реагирует на окружающих людей.

 

4 месяца – 1 год

  • Редко «слюнявит» и берет в рот игрушки;

  • Осмысленно играет с игрушками, редко демонстрирует деструктивные или случайные действия;

  • Внимателен, когда слушает книгу или смотрит телевизор;

  • Играет в ладушки и «ку-ку» (прятки);

  • Машет рукой на прощание, говорит «мама», «папа» и «пока»;

  • Может проследить за движением предмета по комнате, не теряет его из вида.

 

1 год – 1,5 года

  • Заинтересован в самостоятельных поступках. Протестует, если ему это запрещают;

  • Умеет сосредотачиваться;

  • Проявляет интерес к буквам, цифрам, книгам, любит разговаривать;

  • Демонстрирует хорошую координацию, не испытывает трудностей при игре с сортерами (соотносит форму и размер предмета с формой и размером отверстия);

  • Собирает пазлы и играет в игрушки, подходящие для детей более старшего возраста;

  • Не жует и не рвет книги;

  • Легкоранимый, старается заслужить одобрение взрослых.

 

1,5 года – 2 года

  • Разговаривает, легко понимает речь окружающих;

  • Знает много букв, цветов и цифр.

  • Проявляет упорство, стремится делать все по-своему, не успокаивается, пока не достигает результата;

  • Не отвлекается от своей цели на побочные раздражители;

  • Может вместе с вами спеть песенку, с лету запоминает слова и мелодию;

  • Демонстрирует чувство юмора;

  • Активен, причем активность всегда осмысленна и имеет ценность для ребенка

  • Интересуется сложными приборами и механизмами: CD-плеером, компьютером, планшетником… Умеет с ними обращаться (если это разрешают взрослые);

  • Любит командовать, быстро теряет интерес к детям, недостаточно ловким и сообразительным;

  • Может вызвать у членов семьи жалобы на свое упрямство и «испорченность»;

  • Рисует и рассказывает о том, что нарисовал;

  • Собирает башню из 6 и более блоков;

  • Распознает основные формы (квадрат, прямоугольник, круг…) и легко идентифицирует их в окружающей обстановке;

  • Отмечает красоту природы;

  • Обращает внимание на чувства окружающих;

  • Требует объяснения («зачем это надо?») перед тем, как выполнить чью-то просьбу.

  • Некоторые одаренные дети к этому возрасту умеют считать, знают цвета и оттенки, весь алфавит. Причем эти знания и умения они приобретают самостоятельно, а не под давлением родителей.

 

2 – 3 года

  • Внимателен при просмотре любимых телепередач или видеозаписей;

  • Выражает неуемное желание печатать буквы или цифры на компьютере;

  • Ловит вас на ошибках, несостыковках, помнит ваши обещания и намерения;

  • Расстраивается, если что-то не получается сделать; поглощен определенными занятиями;

  • Посторонние люди начинают замечать, «какой умный у вас ребенок»;

  • Испытывает сложности в играх со сверстниками, интересуется больше старшими детьми и взрослыми;

  • Испытывает приступы гнева, когда ему мешают довести до конца начатое дело;

  • Может играть в игры, собирать головоломки, предназначенные для детей, вдвое старше;

  • Читает вывески, уличные знаки, узнает написанные имена;

  • Сердится, если не прислушиваются к его мнению; более склонен к сотрудничеству со взрослыми, а не к подчинению им;

  • Любит соревноваться.

 

3 – 4 года

  • Крайне любопытен;

  • Любит поговорить;

  • Проявляет усиленный интерес к книгам, к чтению и поиску в них ответов на вопросы;

  • Любит спорить, умеет аргументировать свою точку зрения;

  • Может многое делать на компьютере;

  • Может бояться и беспокоиться, что его не понимают;

  • Постоянно задает вопросы «что?» и «почему?», внимательно выслушивает ответы;

  • Выказывает интерес к правилам, регулирующим определенную деятельность (например, игру), раздражается на тех, кто этим правилам не следует и не понимает их;

  • Любит командовать;

  • Выдумщик;

  • Умеет манипулировать людьми;

  • Перфекционист, поглощен совершенствованием собственных навыков и умений.

 

4 – 5 лет

  • Интересуется «взрослыми» вопросами и проблемами, но может испытывать страх перед ними (например, испытывает ужас и восторг перед природными катастрофами);

  • Интуитивно схватывает математические концепции, может успешно соперничать со старшими детьми в логических и карточных играх;

  • Может задавать вопросы о смысле жизни, собственном назначении…

  • Богатый словарный запас, отличная память;

  • Легкость в управлении компьютером и игровыми приставками;

  • Логичность рассуждений, любовь к теоретизированию и философствованию;

  • Огромная потребность в вовлечении окружающих (и детей, и взрослых) в интеллектуальные разговоры об  интересующих предметах;

  • Многие одаренные дети в этом возрасте начинают читать «спонтанно», без занятий и тренировок;

 

 

Заключение. Одна из самых замечательных черт, указывающих на одаренность, – это стремление ребенка к получению интересующей его информации и умение спонтанно организовывать собственное обучение. В действительности, в корне этих особенностей лежит огромное любопытство – именно оно толкает малыша на исследование окружающего мира и развитие собственных способностей. И если ваш малыш любопытен, – это хороший знак. Развивайте это качество, поощряйте его, дайте ребенку возможность удовлетворять свою потребность в получении новой информации и опыта.

 

Автор Debora L. Ruf

Перевод Ирины Рогожкиной