.
Здравствуйте, Гость
1
1
2
5
3
пользователей уже зарегистрировано!
Анонсы и новости
Новость
Ура! Фестиваль "Я ТВОРЮ МИР" открылся!
24.02.25
Анонс
Уникальная конференция "Наследие Победы: от СТЕМ-образования к технологическому суверенитету России" в ЗАТО Саров
19.02.25
Анонс
Конференция "Культурное наследие детям"
03.02.25
Все анонсы и новости

Будущее ИКТ в дошкольном образовании: экспертная оценка

 

Волосовец Татьяна Владимировна, директор Учреждения РАО «Институт психолого-педагогических проблем детства», кандидат педагогических наук, профессор.

 

Каким вы видите будущее ИКТ в дошкольном образовании в ближайшие 5 лет?

Прежде всего,  в повышении профессиональной компетенции педагога ДОУ. Он должен уметь пользоваться компьютером, Интернетом, телевизором, видео, DVD, CD,  аудиовизуальным и мультимедийным оборудованием, но,  более того, и создавать свои развивающие и образовательные ресурсы,  использовать их в педагогической деятельности, передавать свой опыт своим коллегам.

Сейчас  в ДОУ используются различные игровые технологии. Чаще всего это  компьютерные игры – «игрушки»: развлекательные, обучающие, развивающие, диагностические. В работе с дошкольниками педагоги используют в основном развивающие, реже обучающие и диагностические игры. В ближайшие 5 лет, я думаю, наравне с развивающими, шире будут использоваться обучающие игры, в том числе, игры, развивающие познавательную активность детей, помогающие получить  новые знания.

Кроме того, без ИКТ уже невозможно представит развитие  идеи сетевого управления ДОУ, организации педагогического процесса, методической службы, в том числе планирование, мониторинг, контроль, координацию работы педагогов, психологов, специалистов. В этом случае использование ИКТ способствует оптимизации деятельности ДОУ, повышению его эффективности в условиях инклюзивного образования дошкольников.

Говоря о широте распространения различных форм использования Интернета в профессиональной деятельности педагогов, думаю, что педагоги ДОУ активно будут создавать свои интернет-сообщества; обсуждать  актуальные вопросы, делиться  методическим опытом; участвовать в виртуальных методических объединениях; проводить дистанционно  интернет-педсоветы; принимать участие в создании сайтов ДОУ.

 

Что будет отличительной чертой использования дошкольниками ИКТ дома?

К сожаленью, многие родители видят в ИКТ только развлечение для своих детей.  Использование развивающего потенциала – не более 10%. Кроме того, родители часто игнорируют влияние игры на  состояние психического и физического здоровья детей. А ведь длительная работа за компьютером негативно сказывается на разных функциях детского организма: высшей нервной деятельности, эндокринной, иммунной и репродуктивной системах, на зрении и костно-мышечном аппарате. Игровая или интернет-зависимость – явление, имеющее очень серьезные и долгосрочные негативные последствия. Подобная зависимость чрезвычайно устойчива к психотерапевтическим воздействиям и не всегда им поддается.


 

 

Белая Ксения Юрьевна, кандидат педагогических наук, профессор Московского Института Открытого Образования

 

Каким вы видите будущее ИКТ в дошкольном образовании в ближайшие 5 лет?

Я уверена, что, прежде всего, все ДОУ будут иметь полное оснащение образовательного процесса ИКТ и активно их использовать. Весь документооборот организации будет переведен  на электронную форму, что облегчит работу руководителей. ИКТ дадут возможность любому педагогу, воспитателю напрямую выходить в информационное пространство как с обращением за методической помощью в разные сервисные службы (их надо создавать множество), так и с трансляцией своего опыты работы. ИКТ позволят воспитателю более широко  общаться на разных методических мероприятиях, например видео - мастер - классы, вебинары и др. Общение с родителями воспитанников с помощью ИКТ - еще одна реальность

 

Что будет отличительной чертой использования дошкольниками ИКТ дома?

У ребенка-дошкольника дома помимо любимых книг будут любимые электронные развивающие игры, которыми он сам будет пользоваться. У моего 3-хлетнего внука, например, есть такие игры на планшетнике, и он с ними сам играет. В будущем детских компьютерных приложений станет еще больше.


 

 

 

Туйчиева Ирина Леонидовна, заведующий ГБОУ ЦРР – детского сада №2558, Заслуженный учитель РФ

 

Каким вы видите будущее ИКТ в дошкольном образовании в ближайшие 5 лет?

Для того чтобы представить себе информационное будущее детских садов, надо оглянуться на несколько лет назад. Еще совсем недавно велись споры о том, надо или нет использовать ИКТ в дошкольном образовании. А сегодня, наверное,  нет детского сада, в котором бы современные информационные технологии не применялись во всех  направлениях работы ДОУ: управленческой, методической, образовательной. Это и мультимедиа презентации, и сетевые проекты, и открытая информационная среда сайтов и видеоконференций, и все чаще используемые в образовательном процессе программно методические компьютерные комплексы.

Стремительность, с которой развиваются современные технологии, позволяет предположить, что в ближайшие 5 лет отечественное дошкольное образование  будет  в полной мере информационно-коммуникационным. Сегодняшним детям жить в мире завтрашнем, и образовательная среда, в которой они растут, не должна отставать в своем развитии.  Но при тех темпах и потоках информации, с которыми с трудом справляются даже взрослые, особенно важно направить усилия на то, чтобы информационные технологии развивались параллельно с педагогическими. Необходимо активно разрабатывать программы, методики использования ИКТ по всем  направлениям дошкольной  образовательной деятельности, чтобы они стали верными помощниками  педагогов в воспитании и развитии добрых, умных и творческих детей.

 

Что будет отличительной чертой использования дошкольниками ИКТ дома?

Дом и семья – это место, где формируется основное миропонимание ребенка. Оттого, каким будет позиция родителей в отношении использования  ИКТ, во многом будет зависеть место и роль информационных технологий в жизни ребенка. К сожалению, это процесс в наименьшей степени управляемый. Риск  использования ИКТ в непродуктивной, а порой и просто опасной деятельности,  достаточно велик. Особую тревогу вызывают  сегодня неконтролируемые игры, сетевые общения детей. Но, предполагать только негативное развитие использования ИКТ дошкольниками дома было бы не верным. В родительской среде  все больше крепнет мнение о необходимости разумного и целесообразного использования  современных технологий детьми. Растет число семей, у которых здоровье ребенка является приоритетом его развития. Активное взаимодействие педагогической и родительской общественности,  поддержка социальных  институтов, средств массовой информации должно быть направлено на формирование правильного отношения к использованию ИКТ в жизни ребенка. В такое важное понятие, как «здоровый образ жизни», должно непременно быть включено понятие «информационно - коммуникационная безопасность».  Целенаправленная работа по повышению родительской компетенции в области использования детьми ИКТ с точки зрения  охраны физического и психического здоровья, позволит сделать их применение  нужным, интересным  и не опасным.


 

 

Кремлева Алла Юрьевна, кандидат психологических наук, руководитель отдела дошкольного и начального образования компании «Новый диск»

 

Каким вы видите будущее ИКТ в дошкольном образовании в ближайшие 5 лет?

Скорее всего, кардинальные изменения не произойдут, и ИКТ будут активно использоваться только в тех учреждениях, где есть педагоги-энтузиасты, педагоги-новаторы, стремящиеся и умеющие творчески использовать инновационные технологии в развивающей работе с детьми. Только реформирование дошкольного образования на уровне содержания, методов и средств работы с детьми может повернуть новые технологии своей положительной стороной ко всем педагогам и детям и сделать использование ИКТ массовым, доступным и продуктивным для всех дошкольных образовательных учреждений.

 

Что будет отличительной чертой использования дошкольниками ИКТ дома?

На мой взгляд, отличительной чертой будет все возрастающая доступность и дозволенность, приводящая к неконтролируемому использованию детьми компьютеров и современных гаджетов, не всегда идущему на пользу развитию и здоровью дошкольников.


Обсудить статью на форуме