Будущее ИКТ в дошкольном образовании: экспертная оценка
Волосовец Татьяна Владимировна, директор Учреждения РАО «Институт психолого-педагогических проблем детства», кандидат педагогических наук, профессор.
Каким вы видите будущее ИКТ в дошкольном образовании в ближайшие 5 лет?
Прежде всего, в повышении профессиональной компетенции педагога ДОУ. Он должен уметь пользоваться компьютером, Интернетом, телевизором, видео, DVD, CD, аудиовизуальным и мультимедийным оборудованием, но, более того, и создавать свои развивающие и образовательные ресурсы, использовать их в педагогической деятельности, передавать свой опыт своим коллегам.
Сейчас в ДОУ используются различные игровые технологии. Чаще всего это компьютерные игры – «игрушки»: развлекательные, обучающие, развивающие, диагностические. В работе с дошкольниками педагоги используют в основном развивающие, реже обучающие и диагностические игры. В ближайшие 5 лет, я думаю, наравне с развивающими, шире будут использоваться обучающие игры, в том числе, игры, развивающие познавательную активность детей, помогающие получить новые знания.
Кроме того, без ИКТ уже невозможно представит развитие идеи сетевого управления ДОУ, организации педагогического процесса, методической службы, в том числе планирование, мониторинг, контроль, координацию работы педагогов, психологов, специалистов. В этом случае использование ИКТ способствует оптимизации деятельности ДОУ, повышению его эффективности в условиях инклюзивного образования дошкольников.
Говоря о широте распространения различных форм использования Интернета в профессиональной деятельности педагогов, думаю, что педагоги ДОУ активно будут создавать свои интернет-сообщества; обсуждать актуальные вопросы, делиться методическим опытом; участвовать в виртуальных методических объединениях; проводить дистанционно интернет-педсоветы; принимать участие в создании сайтов ДОУ.
Что будет отличительной чертой использования дошкольниками ИКТ дома?
К сожаленью, многие родители видят в ИКТ только развлечение для своих детей. Использование развивающего потенциала – не более 10%. Кроме того, родители часто игнорируют влияние игры на состояние психического и физического здоровья детей. А ведь длительная работа за компьютером негативно сказывается на разных функциях детского организма: высшей нервной деятельности, эндокринной, иммунной и репродуктивной системах, на зрении и костно-мышечном аппарате. Игровая или интернет-зависимость – явление, имеющее очень серьезные и долгосрочные негативные последствия. Подобная зависимость чрезвычайно устойчива к психотерапевтическим воздействиям и не всегда им поддается.
Белая Ксения Юрьевна, кандидат педагогических наук, профессор Московского Института Открытого Образования
Каким вы видите будущее ИКТ в дошкольном образовании в ближайшие 5 лет?
Я уверена, что, прежде всего, все ДОУ будут иметь полное оснащение образовательного процесса ИКТ и активно их использовать. Весь документооборот организации будет переведен на электронную форму, что облегчит работу руководителей. ИКТ дадут возможность любому педагогу, воспитателю напрямую выходить в информационное пространство как с обращением за методической помощью в разные сервисные службы (их надо создавать множество), так и с трансляцией своего опыты работы. ИКТ позволят воспитателю более широко общаться на разных методических мероприятиях, например видео - мастер - классы, вебинары и др. Общение с родителями воспитанников с помощью ИКТ - еще одна реальность
Что будет отличительной чертой использования дошкольниками ИКТ дома?
У ребенка-дошкольника дома помимо любимых книг будут любимые электронные развивающие игры, которыми он сам будет пользоваться. У моего 3-хлетнего внука, например, есть такие игры на планшетнике, и он с ними сам играет. В будущем детских компьютерных приложений станет еще больше.
Туйчиева Ирина Леонидовна, заведующий ГБОУ ЦРР – детского сада №2558, Заслуженный учитель РФ
Каким вы видите будущее ИКТ в дошкольном образовании в ближайшие 5 лет?
Для того чтобы представить себе информационное будущее детских садов, надо оглянуться на несколько лет назад. Еще совсем недавно велись споры о том, надо или нет использовать ИКТ в дошкольном образовании. А сегодня, наверное, нет детского сада, в котором бы современные информационные технологии не применялись во всех направлениях работы ДОУ: управленческой, методической, образовательной. Это и мультимедиа презентации, и сетевые проекты, и открытая информационная среда сайтов и видеоконференций, и все чаще используемые в образовательном процессе программно методические компьютерные комплексы.
Стремительность, с которой развиваются современные технологии, позволяет предположить, что в ближайшие 5 лет отечественное дошкольное образование будет в полной мере информационно-коммуникационным. Сегодняшним детям жить в мире завтрашнем, и образовательная среда, в которой они растут, не должна отставать в своем развитии. Но при тех темпах и потоках информации, с которыми с трудом справляются даже взрослые, особенно важно направить усилия на то, чтобы информационные технологии развивались параллельно с педагогическими. Необходимо активно разрабатывать программы, методики использования ИКТ по всем направлениям дошкольной образовательной деятельности, чтобы они стали верными помощниками педагогов в воспитании и развитии добрых, умных и творческих детей.
Что будет отличительной чертой использования дошкольниками ИКТ дома?
Дом и семья – это место, где формируется основное миропонимание ребенка. Оттого, каким будет позиция родителей в отношении использования ИКТ, во многом будет зависеть место и роль информационных технологий в жизни ребенка. К сожалению, это процесс в наименьшей степени управляемый. Риск использования ИКТ в непродуктивной, а порой и просто опасной деятельности, достаточно велик. Особую тревогу вызывают сегодня неконтролируемые игры, сетевые общения детей. Но, предполагать только негативное развитие использования ИКТ дошкольниками дома было бы не верным. В родительской среде все больше крепнет мнение о необходимости разумного и целесообразного использования современных технологий детьми. Растет число семей, у которых здоровье ребенка является приоритетом его развития. Активное взаимодействие педагогической и родительской общественности, поддержка социальных институтов, средств массовой информации должно быть направлено на формирование правильного отношения к использованию ИКТ в жизни ребенка. В такое важное понятие, как «здоровый образ жизни», должно непременно быть включено понятие «информационно - коммуникационная безопасность». Целенаправленная работа по повышению родительской компетенции в области использования детьми ИКТ с точки зрения охраны физического и психического здоровья, позволит сделать их применение нужным, интересным и не опасным.
Кремлева Алла Юрьевна, кандидат психологических наук, руководитель отдела дошкольного и начального образования компании «Новый диск»
Каким вы видите будущее ИКТ в дошкольном образовании в ближайшие 5 лет?
Скорее всего, кардинальные изменения не произойдут, и ИКТ будут активно использоваться только в тех учреждениях, где есть педагоги-энтузиасты, педагоги-новаторы, стремящиеся и умеющие творчески использовать инновационные технологии в развивающей работе с детьми. Только реформирование дошкольного образования на уровне содержания, методов и средств работы с детьми может повернуть новые технологии своей положительной стороной ко всем педагогам и детям и сделать использование ИКТ массовым, доступным и продуктивным для всех дошкольных образовательных учреждений.
Что будет отличительной чертой использования дошкольниками ИКТ дома?
На мой взгляд, отличительной чертой будет все возрастающая доступность и дозволенность, приводящая к неконтролируемому использованию детьми компьютеров и современных гаджетов, не всегда идущему на пользу развитию и здоровью дошкольников.