Алгоритм успеха: интервью с Анатолием Георгиевичем Кушниренко
Кушниренко Анатолий Георгиевич – заведующий отделом учебной информатики НИИСИ РАН, автор многих учебных пособий по информатике, разработчик обучающей системы программирования КуМир и ПиктоМир, кандидат физико-математических наук.
- Анатолий Георгиевич, как вы относитесь к раннему приобщению детей к компьютеру?
- Знаете, размышлять о том, должен ли ребенок иметь доступ к компьютеру и в каком возрасте, имеет смысл только тогда, когда ребенку в семье уделяется достаточно внимания. Я довольно часто вижу на улицах социальную рекламу с призывом позвонить родителям. Это абсолютно правильная вещь. Но куда более важным, на мой взгляд, является лозунг «Побудьте с ребенком». Если ребенком занимается няня, или он предоставлен самому себе, то уже неважно, начнет ли он пользоваться компьютером в три года или в пять лет, и что он на нем будет делать. В любом случае в будущем у него возникнут серьезные проблемы. Если же с ребенком в семье регулярно занимаются, то решение о том, нужен ли ему компьютер в раннем возрасте или нет, остается за родителями.
Следует, однако, принимать во внимание тот факт, что компьютеры – это реальность, от которой никуда не деться. Нас окружают самые разнообразные гаджеты: телефоны, ридеры, ноутбуки, планшетники. И ребенка от этого не спрятать. От жизни оградить нельзя, к ней надо готовиться.
- А как компьютер может повлиять на развитие ребенка?
- Компьютер не является универсальным средством развития ребенка. Когда-то Ильф и Петров писали: «Радио уже есть, а счастья все нет». Так же и с компьютером. Это просто инструмент, с помощью которого можно какие-то вещи делать легче и быстрее. Я бы ставил вопрос по-другому: «Что нужно сделать для того, чтобы ребенок стал успешным?»
- Хорошо, давайте поговорим об этом. Есть ли способы сделать ребенка успешным?
- Я бы сказал, что есть много разных способов стать неуспешным. К примеру, если ребенок приехал в летний лагерь, он может попасть в категорию аутсайдеров по самым разным причинам: если он не в состоянии, к примеру, подтянуться на перекладине, если он не умеет плавать, если он не знает, какое сделать движение пальцами на планшетнике, чтобы изображение приняло нужную форму… – список можно продолжать. Если говорить серьезно, то существует понятие грамотности, которой должен овладеть человек, чтобы успешно вписаться в свое окружение.
- Что вы подразумеваете под «грамотностью»?
- Понятие грамотности сегодня существенно расширилось и изменилось. Древние греки неграмотным считали человека, который не умел ни читать, ни плавать. Во времена Толстого (прочтите его работы о крестьянской школе в Ясной поляне) считалось, что дети должны научиться читать, писать, знать арифметику и закон Божий. Сегодня к этим базовым грамотностям (может, за исключением последней) прибавились новые: умение общаться, знание английского языка, компьютерная или алгоритмическая грамотность. Впервые мысль о том, что грамотность в современном мире – это не одна какая-то вещь, а целый пучок понятий, четко сформулировал известный российский ученый Семенов Алексей Львович. Но даже если весь этот пучок умений и навыков будет у ребенка в наличии, то мы не можем заранее знать, будет ли он успешен или нет. Но если он не овладеет лишь одной или несколькими грамотностями из списка, то можно с уверенностью сказать, что в каких-то видах деятельности он будет неуспешен.
- Анатолий Георгиевич, вы действительно считаете, что знание английского языка является необходимым условием успешности в современном мире?
- Конечно. В действительности, понятие иностранного языка сейчас несколько изменилось. К иностранным языкам относятся французский, итальянский, китайский, японский... – их можно изучать, а можно не брать на себя такой труд. Английский же язык давно перестал быть иностранным, он попал в общий объем знаний и умений, которым необходимо овладеть.
- Я услышала от вас еще одно новое для себя понятие – «компьютерная или алгоритмическая грамотность». Что это такое?
- Прежде всего – это два понятия, а не одно. Понятия тесно связанные, но все-таки разные. Компьютерная грамотность – это очень важная вещь, это умение использовать компьютер в своих целях – не только уметь нажимать на нужные кнопки, иметь представление о программном обеспечении, понимать, как работает компьютер, но и использовать все это для повышения производительности собственного труда при решении реальных задач. А еще нужная алгоритмическая грамотность - более широкое понятие, включающее в себя не только знакомство с компьютером, но и освоение основных алгоритмических принципов. Понимание того, как переложить на компьютер работы, с которыми до этого справлялись только люди. Понимание того, с какими трудностями при этом предстоит столкнуться. Без этого понимания компьютер может восприниматься (и, кстати, воспринимается многими людьми старшего поколения) как какое-то чудо. А чудо сознательно использовать нельзя, его можно только ждать. И вот эти алгоритмические принципы, на мой взгляд, должны быть обязательно прочувствованы в раннем возрасте.
- А что это за принципы?
- Самым главным является принцип программного управления. Его можно отнести абсолютно ко всему. В нем заложена идея о том, что для достижения какого-либо результата необходимо составить план – программу будущей деятельности (отсюда, кстати, и слово «программирование»).
Культура составления таких планов должна формироваться в самом раннем возрасте. До того, как человек, став взрослым, примется за глобальные проекты, например, за покупку дома. Опрометчиво взятый кредит – и в результате он теряет и этот дом, и деньги, а также согласие в семье, уважение к себе и так далее… Вот такие бывают последствия неправильно созданного плана. Чтобы этого не произошло, уже в раннем возрасте ребенку нужно дать возможность поработать с планами – как с успешными, так и с неуспешными. Тогда он поймет, что если при составлении плана будут упущены, недодуманы какие-то моменты, то впоследствии это может привести к череде неудач. А если план продуман во всех деталях, то его выполнение приведет к успеху.
- Как же можно развить алгоритмическую грамотность? Как научить ребенка эффективно планировать?
- Попытки делать это ведутся уже давно по всему миру. Сначала пробовали использовать особые задачи, головоломки – такие, например, как «Волк, коза и капуста». Но задач таких было немного, и развивать с их помощью способности по составлению планов довольно сложно. А с появлением компьютеров появилась возможность создать искусственные среды, в которых такого рода головоломки могут быть представлены в большом количестве. Это дает ребенку возможность потренироваться и приобрести навыки алгоритмического мышления. Самый известный пример искусственной среды – придуманный для детей графический мир Черепашки, выполняющей команды языка Лого. Менее известная среда – клетчатый мир Карел-робота, придуманный для начального курса программирования в Стенфордском университет. Для тренировки в подобных мирах (ПервоЛого, Роботландия, Scratch и др.) ребенок должен уметь читать и писать, поскольку программы представляются в текстовом виде. Одним из примеров бестекстовой среды, работать в которой могут дошкольники, может служить программная система Пиктомир, созданная в НИИ Системных Исследований Российской академии наук. В ней дети могут из пиктограмм собирать программы, управляющие виртуальным роботом. Составление таких программ и их коллективное обсуждение оказываются эффективным элементом ранней тренировки алгоритмического стиля мышления.
- Алгоритмическое мышление часто противопоставляют творческому. Не могут ли занятия программированием негативно отразиться на развитии ребенка в целом, не будут ли занятия препятствовать проявлению и развитию творческого начала?
- Чудовищное заблуждение. Нужна серьезная научная работа, большое исследование, которое, по-видимому, пока никто не проводил, чтобы понять, откуда оно пошло... Ему, кстати, бывают подвержены вполне достойные люди. Бывший министр образования Фурсенко как-то заявил, что изучение математического анализа в старших классах может убить в детях креативность. Безусловно, есть какие-то основания, которые приводят людей к подобным мыслям. Но я эти основания найти и понять не смог.
Я не знаю ни одного примера того, что обучение оставлению алгоритмов и практика в этом убивает какие-то творческие способности. Точно так же можно было бы сказать, что, обучив ребенка сложению и умножению многозначных чисел в столбик, мы обедняем его сознание, потому что в жизни нельзя все рассчитать по простым формулам.
Алгоритмическое мышление заключается не в способности исполнять алгоритмы, а в способности их придумывать и, более того, обсуждать и корректировать. Между прочим, уже много лет назад математики доказали, что нужна творческая деятельность, чтобы понять, как работает алгоритм, и чтобы этот алгоритм составить. Так что, мне кажется, опасения по поводу развития алгоритмического мышления в раннем возрасте напрасны.
- Анатолий Георгиевич, чтобы бы вы пожелали современным родителям?
- Мне очень нравится один из пунктов, прописанный в Конституции США: «Каждый гражданин имеет право на стремление к счастью». Обратите внимание, он имеет не право на счастье (это недостижимо), а право на стремление к нему. Точно также каждый родитель имеет право на стремление к тому, чтобы его ребенок был успешным. А каждый ребенок имеет право получить от родителей то, что те в состоянии ему дать. Что именно требуется?
Первое, что должен получить ребенок от родителей – это внимание. Я уже говорил об этом раньше. Без внимания к ребенку все остальное не имеет смысла. Необходимо проводить с ребенком время, общаться с ним, заниматься вместе интересной интеллектуальной или творческой деятельностью. Ну, а далее – нужно подумать, как создать условия для приобретения ребенком всех тех грамотностей, о которых мы сегодня говорили, включая, в том числе и компьютерную или алгоритмическую составляющую.