.
Здравствуйте, Гость
1
1
2
5
3
пользователей уже зарегистрировано!
Анонсы и новости
Новость
Ура! Фестиваль "Я ТВОРЮ МИР" открылся!
24.02.25
Анонс
Уникальная конференция "Наследие Победы: от СТЕМ-образования к технологическому суверенитету России" в ЗАТО Саров
19.02.25
Анонс
Конференция "Культурное наследие детям"
03.02.25
Все анонсы и новости

С детства плыть – здоровым быть!

Мухортова Елена Юрьевна,

инструктор по физической культуре (плавание)

высшей квалификационной категории

ГБОУ СОШ № 1078, подразделение №2

Малыш в семье – это радость, надежда и счастье родителей. Заветная каждого папы и каждой мамы мечта – чтобы их дети всегда оставались здоровым, крепким и сильным. Неоценимую услугу в достижении этого способны оказать занятия физической культурой и плаванием!

На сегодняшний день плавание для детей раннего возраста – это мощная оздоровительная и лечебная процедура, которая избавляет от болезней неврологического характера, проблем с позвоночником, развивает дыхание, увеличивает выносливость, повышает общий тонус, улучшает аппетит, способствует укреплению здоровья и позволяет организму правильно развиваться.

Закаливающий эффект плавания защитит вашего малыша от бесконечных ОРЗ и детских инфекций. Главное – не пугайтесь на первом этапе легких простуд и насморков. Они означают, что идет перестройка организма на «водный лад». Такое привыкание может длиться от месяца до года, а после вы, скорее всего, позабудете, что такое детские болезни. Плавающие дети в 3 раза меньше подвержены острыми респираторными инфекциями, легче переносят их, и у них практически не возникает заболеваний кожи и желудочно-кишечного тракта.

Через несколько месяцев занятий плаванием ребенок постепенно начинает выполнять активные движения ногами или руками, самостоятельно плавать в различных положениях, погружаться под воду и нырять, забавляться различными игрушками. И тут к гигиеническому воздействию воды добавляется еще и влияние активных движений. А когда эти два оздоровительных фактора соединяются и действуют систематически, еженедельно и продолжительно, то степень их воздействия на растущий организм многократно повышается. Отличная закалка  уже на первом году жизни окажется неоценимую поддержку во всех следующих этапах развития!

Ниже мы приводим физические упражнения в виде имитационных движений, упражнения в домашних ваннах, игровые упражнений в воде. Все упражнения можно выполнять как общеукрепляющие, так и для подготовки к плаванию детей раннего возраста в детских бассейнах.

Физические упражнения с детьми раннего возраста проводятся в виде имитационных движений и игр, в которых ребенок стремиться воспроизвести по указанию взрослого знакомые ему образы. Даже тогда, когда, повторяя упражнение за взрослым, он воспроизводит лишь самое основное. В этот возрастной период малыш осваивает движение в общих чертах, в целом

Взрослый предлагает ребенку выполнить цепь последовательных движений, которые складываются в знакомый комплекс упражнений имитационного характера. Малыш, повторяя упражнение за взрослым, осваивает движение в общих чертах. Комплекс сопровождается рифмовкой (стихотворным текстом). Это помогает сделать движения более понятными, а главное – задает ритм выполнения физических упражнений. Однако в каждом отдельном случае взрослый может действовать, исходя из имеющихся условий. Комплексы упражнений имитационного характера помогают детям в дальнейшем освоить упражнения в воде.

Исходные положения необходимо разнообразить (стоя, сидя, лежа, на четвереньках, присев и т. д.), т. к. маленькие дети неусидчивы и не могут долго находиться в одном и том же положении. Повторяют движения от 2–3 до 5–6 раз. После трудных упражнений следует сделать кратковременные паузы для отдыха (30–60 сек.), придавая им развлекательную форму, например «собачка села отдохнуть», «мишка лег спать» и т. д. Постепенно одни упражнения заменяют другими.

Физические упражнения

«Цапля ходит по воде» (упражнение в ходьбе в определенном направлении, развитие равновесия). Ребенок высоко поднимает, сгибая в коленях ноги, попеременно, то правую, то левую.

«Лягушонок» (обучение сгибанию ног в коленях, укрепление крупных мышц спин, ног, брюшного пресса). Ребенок приседает, разводя колени в стороны и доставая руками до пола.

«Попрыгай как  лягушка»  (развитие прыжковых движений, упражнение в умении отталкиваться двумя ногами, укрепление крупных мышц спины, ног, брюшного пресса).

«На лодочке плывем» (развитие плечевого пояса и мышц рук). Сидя на стульчике, ребенок вытягивает руки вперед, затем сгибает  их, прижимая к туловищу.

«Лодочка качается на волнах» (развитие плечевого пояса, укрепление мышц спин). Сидя на стульчике, ребенок разводит руки в стороны, туловище наклоняет то вправо, то влево.

Примерный комплекс физических упражнений имитационного характера «Путешествие на озеро»

Сегодня мы с тобой сынок (дочка), отправимся в путешествие на волшебное озеро и превратимся в красивых птиц – цаплей».

Упражнение «Цапля ходит по воде»

«Цапля ходит по воде и мечтает о еде.

Ноги выше поднимай, ты как цапля, не зевай!»

Ходьба, высоко поднимая то одну, то другую ногу, согнутую в колене.

«Идет цапля по озеру и вдруг видит: сидит лягушка - зеленая макушка!»

Упражнение «Лягушонок» 

«А теперь мы приседаем и колени раздвигаем.

Ноги до конца сгибать и вот так теперь держать!»

Ребенок приседает, разводя колени в стороны.

«Лягушка боится цаплю и хочет побыстрее ускакать от нее».

Упражнение «Прыгай как лягушка»

«Будем прыгать, как лягушка,

чемпионка - попрыгушка.

За прыжком – другой прыжок,

выше прыгаем, дружок!»

Прыжки на месте из присяда вверх, можно со словами «Ква-Ква-Ква».

«Ускакала лягушка, а мы с тобой идем дальше. Смотри, около берега стоит лодочка (стульчики), садимся в лодочку (садятся на стульчики), поплыли!»

Упражнение «На лодочке плывем!»

«Чтобы плыть еще быстрее, надо нам грести сильнее. Мы работаем руками. Кто угонится за нами».

Сидя на стульчике, руки вытягивают вперед, затем сгибают и прижимают к туловищу.

«Давай остановим нашу лодочку и покачаемся на волнах».

Упражнение «Покачаемся на волнах»

«То ручка вверх, то ручка вниз наша лодочка держись!»

Сидя на стульчике, ребенок разводит руки в стороны, туловище наклоняет то вправо, то влево.

«Покачались на волнах - теперь плывем дальше».

Упражнение: «Быстрая лодка» .

Ручка за ручкой мы как быстрая лодочка плывем

Попеременные движения руками, как при плавании кролем на груди.        

«Ну, вот и приплыла наша лодочка к берегу. Наше путешествие закончилось».

Занятия по плаванию в домашних условиях

Занятия в воде – это комплексное воздействие на организм ребенка, в домашних условиях общение с водой еще и способствует формированию гигиенических навыков. Ребенок выполняет упражнения в знакомых для него условиях (в домашней ванне или в детском бассейне на даче), в присутствии родителей, с любимыми игрушками. Это прекрасная психологическая защита при его знакомстве с водой и удобные, комфортные условия для обучения.

Начинать надо с простого умывания. Пусть ребенок умывается над тазиком, стараясь не закрывать глаз и не стряхивать воду, набирая воду полными горстями, поливая на голову и шею. Полейте и вы его – из кувшина (детского ведерочка, лейки), пусть вода спокойно стекает. Повторите процедуру под душем. 

Уважаемые родители! Все перечисленные ниже упражнения сопровождайте не только словесными объяснениями – обязательно показывайте сами, как эти упражнения нужно выполнять. В этом возрасте ребенок уже многое понимает и после многократных повторений и показов запоминает названия всех упражнений и в дальнейшем выполняет их по просьбе взрослого.

1. Упражнения в задержке дыхания, выполнении энергичного выдоха.

Как известно, ребенок теряет свой врожденный дыхательный рефлекс уже в трехмесячном возрасте. Между тем, плавание и просто нахождение в воде часто требует такого важного умения, как задержка дыхания.

Первые подготовительные упражнения нужно сделать уже «на суше», дома:

  • попросите ребенка, чтобы он задержал дыхание на счет «три»: (громко считайте вслух: «раз», «два», «три»);
  • практикуйте с ребенком громкий выдох: ребенок задерживает дыхание, плотно смыкает губы и далее делает громкий энергичный выдох, пытаясь при этом произнести «ху!»;
  • попросите ребенка надуть обычный воздушный шарик: сопротивление воздуха заставляет надувать шарик быстрыми энергичными выдохами, создавая условия, отчасти аналогичные дыханию в воде;
  • попросите ребенка сдувать с ладони различные предметы, создавая условия для игровых соревнований. Предмет (небольшой бумажный листок, перышко и т. д.) должен находиться на ладони, на уровне подбородка, на расстоянии примерно 15 см (со временем ладонь можно отводить все дальше). Можно посоревноваться с ребенком: кто быстрее и дальше сдует выбранный предмет.

2. Упражнения в формировании навыка правильного дыхания в воде (выполняются сидя в ванне, в детском бассейне на даче и т. п.):

  • попросите ребенка  набрать в ладони воды и сделать в ней «ямку», дуя на воду, как на горячий чай, суп;
  • попросите ребенка сделать быстрый выдох у самой поверхности воды, чтобы образовалась большая и глубокая ямка;
  • организуйте игру «Морской ветерок»: ребенок, дуя на легкие игрушки (кораблик, теннисный шарик, коробочку от киндер-сюрприза и т. п.) подталкивает их. Вы можете сопроводить это упражнение стихотворными строчками:

 «Ветер по морю гуляет, шарик по волнам гоняет.

Чуть задует посильней, шарик поплывет быстрей»

  • предложите ребенку «пустить пузыри»: сделать глубокий вдох, опустить в воду лицо и выдохнуть набранный воздух через рот в воду. Чтобы помочь ребенку найти оптимальный вариант выдоха, попросите его делать это с произнесением различных звуков «пэ…», «фу…», «ху…» и т. п.

3. Упражнения в погружении лица в воду и открывания глаз в воде:

  • попросите ребенка, сидящего в ванне (детском бассейне) задержать дыхание и опустить лицо в воду: ведите счет – «раз», «два», «три»… Чем дольше получится продержаться – тем лучше;
  •  повторите предыдущее упражнение – но с обязательным открыванием глаз в воде;
  • попросите ребенка рассмотреть, как выглядят предметы под водой:  разбросайте на дне ванны (детского бассейна) разноцветные игрушки и предложите достать самую любимою игрушку или игрушку определенного цвета, формы.

Также ребенка надо обязательно познакомить с такими вещами, как резиновая шапочка, полотенце, мыло, купальник (плавки),  нарукавники и надувные круги. Рассказать ему, для чего все это нужно. Можно заранее, дома, потренироваться с ребенком в одевании резиновой шапочки, купальника, нарукавников, кругов.

Памятка для родителей: правила проведения занятий по плаванию

  1. Не оставляйте ребенка без присмотра, даже если он умеет неплохо плавать!
  2. Нельзя купаться при плохом самочувствии, повышенной температуре, простудных и острых желудочно-кишечных заболеваниях.
  3. Не рекомендуется проводить занятия раньше чем через 40–60 мин после еды.
  4. Оптимальная температура воды для проведения занятий в домашней ванне +32–34°С. Нельзя наливать слишком теплую воду, т. к. ребенку будет неприятно опускать в нее лицо.
  5. Продолжительность занятий – от 5 до 20 мин.
  6. Если появились признаки переохлаждения (сильный озноб, «гусиная кожа», посинение губ), ребенка нужно немедленно поставить под теплый душ и растереть полотенцем.
  7. Во время занятий следует предупреждать чрезмерное напряжение, которое может привести к переутомлению ребенка.
  8. Ни в коем случае не заставляйте детей делать что-то насильно, т. к. может появиться сильный страх перед водой и у ребенка надолго пропадет желание заниматься в воде.

Игровые упражнения и игры в воде

Выбирать игровые упражнения и игры, нужно учитывая возраст ребенка, его физическую подготовленность и степень владения каждым навыком предлагаемых движений. Движения могут быть очень простые, доступные детям этого возраста или уже известные.

Игра будет интересной лишь в том случае, если она содержит двигательный материал, который предварительно изучался как упражнения. Если игра проводится впервые или же содержит, хотя и несложные, но незнакомые упражнения (движения), она должна предварительно проводиться с ребенком на суше.

Упражнение «Водичка, водичка умой мое личико…» Набирать в ладоши воду и выливать себе на лицо - умываться (можно сначала показать на кукле):

«Рано утром мы встаем, умываться все идем.

Водичка, водичка умой мое личико!

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

И кусался зубок».

Упражнение «Лодочки». Ходить в определенном направлении или по кругу бассейна в полуприсяде, руки вытянуты перед собой, ладошки вместе (в руках может быть лодочка):

«Ручки вместе мы сложили

И как лодочки поплыли».

Упражнение «Включи моторчик». Плыть с поддерживающими средствами, с движениями ног как при плавании кролем на спине.

Игра «Волны на море». В процессе игры малыш знакомится с сопротивлением воды. Ребенок стоит в любом месте бассейна или сидит в ванне, руки вытянуты и лежат под самой поверхностью воды, ладони повернуты по направлению движения рук. Взрослый говорит «Волны на море!» ребенок одновременно с поворотом туловища проносят руки под самой поверхностью воды то вправо, то влево - образуются волны. Движение продолжается беспрерывно, то в одну, то в другую сторону. Для одновременности выполнения упражнения взрослый с ребенком вслух приговаривают:

«Влево-вправо, влево-вправо волны на море».

Игра «Веселый дождик». В процессе игры ребенок учится не бояться и не отворачиваться от брызг. Малыш стоит в любой части бассейна или сидит в ванне, взрослый брызгает ребенка «Веселым дождиком» (призывая это делать ребенку) со словами:

«Дождик, лей веселей!

Теплых капель не жалей!

Для лесов, для полей

И для маленьких детей!»

Малышу нравится «веселый дождик», он с удовольствием брызгается в разные стороны, на себя и свои игрушки.

Игра «Мама - лягушка с лягушатами». Ребенок передвигается в воде в разных направлениях, преодолевая сопротивление воды в бассейне или в пространстве ванны. Игра способствует развитию внимания: по всему бассейну (ванне) разбросаны лягушата, они из легкого материала и плавают на воде, в руках взрослого игрушка мама-лягушка, она просит ребенка найти ее маленьких лягушат, которые спрятались:

«От мамы лягушки зеленой, спрятались лягушата,

ква-ква-ква где же вы ребята?»

Ребенок собирает лягушат и несет их к маме-лягушке. Когда все лягушата собраны мама-лягушка говорит «Спасибо вам ребята, все лягушата нашлись».

Игра «Веселые шарики». Играя ребенок учится ориентироваться в воде, двигаться в разных направлениях, преодолевать сопротивление воды. Содержание игры: взрослый держит в руках ведерочко с теннисными шариками, со словами «Убежали веселые шарики», разбрасывает шарики по всему бассейну (ванне). Ребенок ходит по бассейну или ориентируется в ванне и собирает «веселые шарики» в ведерочко. Игра продолжается пока все шарики не будут собраны в ведерочко.

Игра «Достань игрушку со дна». В игре ребенок знакомится со свойствами воды (вода прозрачная, через нее видны игрушки), приучается опускать руки глубоко в воду и не бояться погрузиться в воду с головой. Взрослый разбрасывает цветные тонущие игрушки в ванне или в бассейне говорит стишок:

«Игрушки и зверушки попрятались на дно,

Но ты их достанешь все равно.

По глубже ныряй, игрушки доставай!»

По сигналу «Вперед» ребенок, смотрит на дно через воду, отыскивает игрушки, достает их со дна и приносит (отдает) взрослому. Можно предложить ребенку назвать какого цвета игрушка, как называется, какой формы и т.д.

Запаситесь терпением! И берегите нервную систему своих детей! Играя вместе с ребенком, вы постепенно научите его всему. Главное – эмоциональный отклик со стороны малыша и предоставление ему комфортного пространства, в котором он сможет гармонично развиваться в своем ритме. Будьте здоровы!