.
Здравствуйте, Гость
1
1
2
5
3
пользователей уже зарегистрировано!
Анонсы и новости
Новость
Ура! Фестиваль "Я ТВОРЮ МИР" открылся!
24.02.25
Анонс
Уникальная конференция "Наследие Победы: от СТЕМ-образования к технологическому суверенитету России" в ЗАТО Саров
19.02.25
Анонс
Конференция "Культурное наследие детям"
03.02.25
Все анонсы и новости

Об одаренности и счастливом детстве: интервью с профессором Подольским

 

Андрей Ильич Подольский – профессор, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики на факультете психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, почетный доктор Университета Хельсинки. Председатель Российского отделения Европейского общества по исследованиям в области учения и обучения (EARLI), член Международного общества по исследованию развития поведения (ISSBD), действительный член Академии педагогических и социальных наук.

 

- Андрей Ильич, как вы относитесь к девизу «Все дети одаренные»?

 - В высшей степени положительно. С одной маленькой поправкой. Надо пояснить, что мы имеем в виду, рассуждая об одаренности. Если мы говорим о том, что любой ребенок имеет огромный потенциал, который можно развить и реализовать, то этот девиз абсолютно верен. Если же имеются в виду особые таланты, которые резко отличают ребенка от группы его сверстников, то к этому лозунгу надо относиться очень осторожно.

 

- А что могут сделать родители, чтобы развить одаренность ребенка?

- Современная психология выделяет целый ряд стилей родительского воспитания. Из этого многообразия только некоторые стили являются благоприятными для развития ребенка. Один из самых опасных – инструментальный стиль родительства, когда ребенок рассматривается (осознанно или неосознанно) как инструмент реализации честолюбивыхопределенных родительских амбиций. Родители, реализующие этот стиль, как правило, вкладываются очень рьяно в формирование «особости» своего ребенка, культивируют в нем определенные качества, сосредотачивают на какой-то одной деятельности. При таком подходе у ребенка впоследствии могут возникать проблемы с социализацией, общением со взрослыми и сверстниками.

 

- Существуют ли простые рецепты для родителей, как развить способности ребенка, и при этом не навредить?

- Рекомендация всегда одна – ты должен принять своего ребенка и уважать его как личность. Ты должен «увидеть» его особенности и, при необходимости, корректировать и развивать их в мягкой, любовной и доверительной форме.

 

- Как вы относитесь к методикам раннего развития? Стоит ли учить ребенка читать и считать в 2 – 3 года?

- Не надо это делать. Я бы сказал, что вообще ничего не надо делать насильно. Если вдруг вы увидите, что у ребенка есть к чему-то интерес, и если этот интерес не заслоняет для него другие стороны жизни (ребенок спокойно переключается, не замкнут на чем-то одном), то помогите ему сделать первые шаги в интересующем его направлении. Подбрасывайте ему задачки. Обязательно попробуйте совместно с ним что-то делать. Вообще, принцип очень простой. От одного года до пяти-шести лет надо избегать целенаправленных форм обучения, свойственных младшему школьному возрасту. Потому что у ребенка в этом возрасте совершенно другие задачи развития. Он должен овладеть гораздо более общими, базальными структурами: структурами мышления, понимания человека, открытия социального мира. Это в тысячу раз важнее для его развития, для проявления его будущей одаренности, нежели то, что к трем годам он бегло читает «Машу и медведя» и считает до ста под восхищенными взглядами дедушек и бабушек.

 

- Какие системы обучения наиболее благоприятны для развития способностей ребенка?

- Мне очень импонирует, как обучают детей в Финляндии. Там практически нет классно-урочной системы, к которой мы все привыкли и которая, кстати, совершенно не соответствует возрастным особенностям младших школьников. В финских школах дети все время что-то делают, общаются, участвуют в различных проектах. Люди запоминают примерно 10% из того, что слышат, 20% из того, что видят, и 90% из того, что делают, а у нас по-прежнему широко используется лишь один метод обучения: «Я говорю, ты слушаешь и учишься». В Финляндии же практикуется другой подход, согласно которому ребенок обучается во время интересной и продуктивной деятельности. В результате, если сравнить наших и финских детей в начальной школе, то наши кажутся намного умнее и продвинутее. Зато к окончанию школы ситуация меняется на прямо противоположную.

 

- Бывает ли так, что ребенок в детстве не проявляет никаких способностей и талантов, а потом, к окончанию школы или даже университета, вдруг, обнаруживается одаренность?

- Разумеется, бывает. Во-первых, бесталанным и неспособным он кажется с точки зрения внешней стороны дела. Крайне редко родители, воспитатели и педагоги способны оценить, что там внутри у ребенка. Во-вторых, бывает так, что до определенного возраста развитие ребенка идет своим чередом, а потом, в один из сензитивных периодов, «выстреливает» одаренность. И для того, чтобы это произошло, важно «не задавить» какие-то фундаментальные вещи, которые много важнее, чем «таланты», проявляющиеся в 2 – 3 года. Надо создать для ребенка все необходимые предпосылки, чтобы он в той сфере, которая будет ему по душе, проявил свою одаренность.

 

- А если одаренность так и не проявится?

- В этом случае, общей успешности, психологического благополучия будет вполне достаточно. Если мы создадим условия для развития у ребенка базовых структур мышления, социальных навыков, механизмов понимания себя и других людей, понимания мира в целом, то ребенок обязательно вырастет успешным человеком, который реализует себя в той или иной области.