Право на праздность
Недавно в большом книжном магазине я столкнулась со старой знакомой. Старой по давности знакомства, а не по количеству прожитых лет – Анечке не так давно исполнилось 27.
Она состоит в счастливом браке с молодым, привлекательным и успешным мужчиной, который души в ней не чает (знаю, это звучит слащаво, но, что поделаешь, – некоторые жизненные ситуации, особенно столь благополучные, не опишешь без приторных штампов) и воспитывает шестилетнюю дочку, Лельку – губки бантиком, золотые локоны, милый ямочки (ну вот, снова пересластила… целый набор конфетно-шоколадного детства, хоть сейчас на открытку)…
Я, как обычно, выразила восхищение Анечкиным видом (не было еще случая, чтобы он не заслуживал самого высокого одобрения) и так же привычно приготовилась сделать комплимент Лельке, но… не нашла слов. Лелька, потухшая и скучная, без интереса просматривала яркие, завлекательные обложки. Мы с Аней отошли в сторону.
- Что это с ней?
- Устала она, – вздохнула подруга. – Мы сейчас с подготовительных курсов идем. Два часа отзанимались. А там, как в школе, домашние задания задают. А сейчас на английский бежим – я Лельке хорошего преподавателя нашла, носителя языка, с таким, говорят, лучше всего заниматься.
- Ань, – осторожно поинтересовалась я, – а Лелька в садик ходит?
- Ходит, конечно. Я этот садик два года искала. Там программа замечательная, очень сложная.
- А зачем тогда курсы?
- Как ты не понимаешь? – удивилась моей безграмотности Анечка. Школа престижная. Знаешь, как туда попасть сложно? Нужна специальная подготовка, курсы.
- А английский зачем?
- Ну, ты даешь! – Анечка почти обиделась. – Куда сейчас без иностранного языка?
- Может, ты еще куда Лельку пристроила? – подколола я подружку.
Странное дело, хохотушка Анечка даже не улыбнулась.
- Конечно, пристроила, – серьезно сказала она. Лелька в «Тодес» ходит, танцами занимается. На следующей неделе большой концерт будет.
- Ань, а у нее время поиграть остается?
- Почти нет, – вздохнула Анечка. Но, что поделаешь, сейчас знаешь, какие требования к детям предъявляют? И вообще, в раннем возрасте можно развить все, что угодно, а потом поздно будет.
- Вот вы и развиваете?
- Ага, развиваем, – улыбнулась Анечка.
Она подошла к Лельке, пошепталась с ней – и уже через минуту они бежали к выходу. «Опаздывают на английский», – подумала я.
Мне было немного грустно. Я не первый раз видела уставших шестилетних детей, которых пораньше забирают из садика, чтобы успеть в музыкальную школу, а потом еще и к репетитору (да-да, сегодня все больше родителей-перфекционистов стремятся предвосхитить проблемы в учебе и нанимают профессиональных педагогов для своих детей еще до поступления в школу).
«Праздность не только естественное, но и самое блистательное из занятий», – писал когда-то Монтень. Боюсь, что его слова не найдут понимания у современных мам и пап. С самых ранних лет многие дети подвергаются родительскому прессингу, их досуг активно организуется, времени побегать с приятелями, помечтать, побездельничать почти не остается.
«А что хорошего в безделье? – спросите вы. – Разве не лучше, когда ребенок все время занят каким-то полезным делом?» Нет, не лучше. Кажущееся «безделье» детей – порой более важная вещь для их развития, чем организованная кем-то «занятость». Ведь именно в свободные минуты малыш получает опыт «отдельности» и независимости от всего мира – и это переживание оказывает огромное влияние на становление его духовной жизни. Именно в такие моменты ребенок способен вступить в контакт со своими потребностями и желаниями, разобраться в собственных эмоциях. Да и просто перевести дух, чтобы осмыслить и осознать все, что он видел в течение суматошного, заполненного событиями и занятиями дня.
Лиля Крылова