.
Здравствуйте, Гость
1
1
2
5
3
пользователей уже зарегистрировано!
Анонсы и новости
Новость
Ура! Фестиваль "Я ТВОРЮ МИР" открылся!
24.02.25
Анонс
Уникальная конференция "Наследие Победы: от СТЕМ-образования к технологическому суверенитету России" в ЗАТО Саров
19.02.25
Анонс
Конференция "Культурное наследие детям"
03.02.25
Все анонсы и новости

Роль проектной деятельности

в развитии ребенка

Автор: Кудинова И.В.

Аннотация. Представлена информация об организации проектной деятельности в современных образовательных учреждениях.

Ключевые слова: проектная деятельность, ребенок, ФГОС, интегрированный метод, метод проектов.

Наверное, каждый педагог задавал себе вопрос: как научить детей тому, что поможет им во взрослой жизни. Чтобы человеку стать успешным, ему просто необходимо развиваться, ставить перед собой цели и уметь достигать их. Но для этого нужно спланировать пути достижения этой цели; подобрать необходимые средства; освоить нужные методы и идти к намеченной цели, корректируя свои действия. И, по моему мнению, именно метод проектов помогает достичь всего этого.

«Проект». В последнее время это слово прочно вошло в нашу жизнь. Чаще всего мы связываем его со смелыми и оригинальными начинаниями в области интеллектуальной или практической человеческой деятельности, ассоциируем с новизной и нестандартностью подхода к решению задач. Согласно ФГОС, проектная деятельность является неотъемлемой частью учебного процесса. Метод проектов возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником У. Килпатриком.

Дж. Дьюи: «Проектирование — это обучение через делание». При этом, по мнению Дж. Дьюи, в ходе осуществления такой проектной деятельности ребенок — «это солнце, вокруг которого вращается все».

Дж. Дьюи предлагал строить процесс обучения на активной основе через самостоятельную деятельность ребенка, сообразуя с его личными интересами в приобретении знаний. Он доказывал, что ребенок прочно усваивает лишь то, что познается через его самостоятельную деятельность и требует определенных познавательных и практических усилий, то, что ребенок сумеет применить в жизни.

Идеи Дж. Дьюи были поддержаны и развиты в трудах У. Килпатрика, Э. Коллингса, С. Шацкого и Л. Шлегера.

Они отмечали, что в проектировании очень важно соблюдать необходимый баланс между развитием, стимулируемым действиями взрослого, и саморазвитием, обусловленным активностью ребенка. Этот баланс строится на оптимальном соотношении «ребенок — взрослый» или на соучастии в деятельности на партнерских правах.

Организация учебной деятельности в учебных заведениях

  • Проектная деятельность является проектной только в том случае, если прямое действие в той или иной ситуации оказывается невозможным.
  • В ходе проектной деятельности ребенок исследует различные варианты решения поставленной задачи по определенным критериям, выбирает оптимальный способ решения.

При организации проектной деятельности педагоги могут столкнуться со следующими проблемами:

  • Несоответствие между традиционной формой организации образовательного процесса и характером проектной деятельности (традиционная педагогическая деятельность осуществляется в нормативном пространстве, а проектная деятельность — в пространстве возможностей).
  • Неразличение субъектной и объектной позиции ребенка (педагог должен организовать проблемную ситуацию для детей, но не должен предлагать свои варианты решения задачи).
  • Необходимость формирования субъективной позиции педагога (невозможно развивать субъективность ребенка, оставаясь в жесткой, фиксированной позиции).

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что маленьких детей называют «почемучками». Самостоятельно ребенок не может найти ответ на все интересующие его вопросы — ему помогают педагоги. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т. д.

Проектная деятельность является интеграцией, в основе которой лежит проблема.

Интегрированный метод обучения является инновационным. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой.

Переход учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:

  • занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т. д.;
  • комплексные блочно-тематические занятия;
  • интеграция:
  • частичная интеграция;
  • полная интеграция;
  • метод проектов:
  • форма организации образовательного пространства;
  • метод развития творческого познавательного мышления.

Примерный план работы педагога по подготовке проекта:

  • На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
  • Разработка плана достижения цели.
  • Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
  • Составление плана-схемы проекта.
  • Сбор, накопление материала.
  • Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
  • Домашние задания для самостоятельного выполнения.
  • Презентация проекта, открытое занятие.

Основные этапы метода проектов

  1. Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.
  2. Разработка проекта — план деятельности по достижению цели:

к кому обратиться за помощью (к взрослому, педагогу);

в каких источниках можно найти информацию;

какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

с какими предметами научиться работать для достижения цели.

  1. Выполнение проекта — практическая часть.
  2. Подведение итогов — определение задач для новых проектов.

В настоящее время проекты классифицируются:

  • по составу участников;
  • по целевой установке;
  • по тематике;
  • по срокам реализации.

В практике современных образовательных учреждений используются следующие виды проектов:

  • исследовательски-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
  • ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
  • информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
  • творческие (оформление результата в виде детского праздника, например «Театральная неделя»).

Значимы и другие виды проектов, в том числе:

  • комплексные — «Мир спорта», «Здравствуй, Сочи», «Эхо столетий»;
  • межгрупповые — «Самый сильный», «Мир животных и птиц», «Времена года»;
  • творческие — «Мои друзья», «Любим сказки», «Мир природы», «Птицы России»;
  • групповые — «Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный мир», «Веселая астрономия»;
  • индивидуальные — «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица»;
  • исследовательские — «Мир воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».

По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), средней продолжительности, долгосрочные (например, «Олимпийские игры» — на учебный год).

Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

  • обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  • развитие познавательных способностей;
  • развитие творческого воображения;
  • развитие творческого мышления;
  • развитие коммуникативных навыков.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменяющейся ситуации обучения.

Достоинства проектной деятельности

  1. Учащиеся видят перед собой конечный результат — вещь, которой могут пользоваться в быту, которую они сделали своими руками, вложили в нее свою душу, а ради этого стоит потрудиться. Создание прекрасного своими руками возвеличивает человека в собственных глазах, воспитывает нравственно.
  2. Позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые нетиповые задачи, выявить деловые качества детей.
  3. Помогает ученику профессионально самоопределиться — именно при выполнении творческого проекта учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания, что надо еще успеть сделать и чему научиться, чтобы не оказаться лишним на жизненном пути.
  4. Учитываются индивидуальные способности учащихся: сильным — сложные, слабым — по их реальным возможностям.
  5. Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, ответственность за совместную работу, желание помочь другим, умение работать в команде и доводить до конца начатое дело.

Я уверена, что проведение проектной деятельности поможет детям не только в дальнейшем обучении, но и во взрослой жизни. Тем более что при разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом общего образования становится деятель- ностно-ориентированное обучение, так как именно оно помогает решить задачу формирования общеучебных умений и навыков. А как показывает многолетний опыт зарубежных и российских школ, решить эту задачу можно именно через организацию проектной деятельности.