.
Здравствуйте, Гость
1
1
2
5
3
пользователей уже зарегистрировано!
Анонсы и новости
Новость
Ура! Фестиваль "Я ТВОРЮ МИР" открылся!
24.02.25
Анонс
Уникальная конференция "Наследие Победы: от СТЕМ-образования к технологическому суверенитету России" в ЗАТО Саров
19.02.25
Анонс
Конференция "Культурное наследие детям"
03.02.25
Все анонсы и новости

 ЗАСТЕНЧИВОСТЬ и СТЕСНИТЕЛЬНОСТЬ

 

Застенчивость - это особенность, характерная для многих людей, как детей, так и взрослых. Выражается она в нежелании обращать на себя внимание других людей, склонности к уединению, неумении устанавливать контакты, смущении, замешательстве при необходимости отвечать на вопросы. Стеснительность - это, несомненно, защитное поведение, аналогичное защитному поведению у некоторых животных. Ребенок старается ничего не говорить, ничего не делать, стать максимально незаметным. Связано это, как правило, с низкой самооценкой.

В одних случаях, застенчивость является просто качеством ребенка, которое не мешает ему, не создает проблем в контактах, ребенок не является объектом насмешек, его не обижают.

В других случаях, застенчивость мешает ребенку адаптироваться к коллективу, он испытывает дискомфорт. В этом случае, ребенок постоянно нуждается в одобрении своих действий, в помощи в установлении контактов. Застенчивым детям надо помогать обрести уверенность в собственных силах, хвалить, одобрять, повышать самооценку, формировать навыки общения, учить постоять за себя.

 

Как помочь стеснительному ребенку?

 

Чтобы вернуть чувство уверенности в себе застенчивому и легко ранимому ребенку, чтобы попытаться повысить его самооценку и развить в нем такие замечательные качества, как общительность и коммуникабельность, необходимо придерживаться следующих советов:

 

- Обеспечьте ребенку в вашей семье такой климат, в котором господствовали бы доверие, любовь и согласие.

 

- Дайте почувствовать вашему чаду, что его любят и ценят. Умейте выслушать его, оказать ему внимание.

 

- Постоянно укрепляйте у ребенка уверенность в себе, в собственных силах (у тебя получится, ты ведь такой умный; я в тебя верю).

 

- Повысьте уровень самооценки: меньше ругайте за неудачи, не критикуйте при чужих людях, не сравнивайте с другими детьми

 

- Приучайте ребенка к положительной самооценке. Заставляйте произносить про себя такие чудодейственные фразы, как: "Я смелый", "Я уверенный в себе" и т.д.

 

- Следует прислушиваться к мнению, чувствам, требованиям и рассказам вашего ребенка, пытаться понять их, и обсуждать мягко, с доброжелательной улыбкой.

 

- Не стремитесь быть суровыми и строгими, всячески избегайте упреков, порицаний, выговоров, угроз и унижений. Ни в коем случае не употребляйте в своей речи слова и выражения типа: "Никогда не смей говорить такие вещи родителям", "Чтобы я не слышал твой голос", "Ты мне надоел" и т.д. Они могут вызвать у вашего ребенка еще большие страх и робость.

 

- Не стоит постоянно показывать ребенку, что Вы о нем беспокоитесь, но не стремитесь оберегать его от всевозможных опасностей, чаще всего придуманных Вами.

 

- Поощряйте в нем дух независимости, постепенно приучайте его во всем полагаться только на себя и собственные силы. Не балуйте его чрезмерно и старайтесь, как можно меньше опекать его.

 

- Учите его самостоятельности.  Не старайтесь все делать за ребенка, даже если он еще мал. Ведь и трехлетний карапуз в состоянии принести себе из другой комнаты игрушку, выбрать маечку (сегодня будет с цветочками), одеть носки и еще многое другое.

 

-  Предоставьте ребенку больше свободы (в разумных пределах). Например, ребенок может сам решить, какой кружок, секцию он будет посещать, какую одежду одевать.

 

- Давайте ему возможность говорить "нет" в ситуациях, в которых у него есть выбор.

 

- Учите его нормально воспринимать шутки других людей, а также, в разумных пределах, пробуждайте в нем чувство соперничества.

 

- Расширяйте круг знакомств, чаще берите ребенка в гости, посещайте новые места, приглашайте гостей к себе домой.  Поощряйте его проводить время в компании друзей и ровесников, играя и гуляя с ними. Давайте ему возможность развивать творческие, спортивные навыки, записав его в секции и кружки, основная цель которых - помочь каждому ребенку найти общий язык с окружающими.

 

- Хвалите и поощряйте его личные инициативы, а также награждайте за каждый достигнутый им успех в каком-нибудь деле, или, скажем, - в установлении хороших отношений с окружающими.

 

- По возможности учите его тому, как думают, что чувствуют и как ведут себя окружающие люди. Подготовьте его и к тому, что, порой, люди не сразу принимают новых друзей, а также к тому, что просто невозможно найти общий язык со всеми людьми или угодить каждому человеку.

 

- Используйте наказание только в целях воспитания, но ни в коем случае не применяйте физические меры воздействия.

 

- Заранее обыграйте ситуации, при которых ребенок особенно стесняется.