Готовим ребенка к письму
Подготовка к письму является одним из важных вопросов подготовки ребенка к систематическому обучению. Согласно данным психологов и физиологов, у детей 6-летнего возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, а также не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Помимо этого, на самых начальных этапах обучения письму дети не видят в буквах элементов.
В работе по совершенствованию восприятия букв необходимо учитывать особенности детского восприятия пространства. Дети с трудом ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристика, как правая и левая сторона листа, верх – низ, ближе – дальше, по – над, около - внутри и т.д. Сам процесс письма для них является чрезвычайно сложным, требующим напряжение и контроля. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, графические навыки, правильное изображение букв, соблюдение при письме одинакового размера слов и букв, а также их расположение на рабочей строке.
Таким образом, процесс письма требует от ребенка не только физических, интеллектуальных, но и эмоциональных усилий. Всякого рода перегрузки и связанное с ними переутомление, самым негативным образом сказываются на овладении графическими навыками и, более того, на развитии детского организма. Чтобы избежать негативных последствий при обучении письму разработана система упражнений, которая может выполняться детьми и дома.
Для укрепления и развития руки, координации движений, будет полезно следующее:
· Застегивание и расстегивание пуговиц;
· Завязывание и развязывание лент;
· Плетение из ниток;
· Плетение косичек из лент;
· Завязывание узелков;
· Перекладывание мелких игрушек и работа с мелкими деталями конструктора;
· Пересыпание мелких круп;
· Всасывание пипеткой воды из стакана.
Для подготовки руки к письму детям также можно предложить работу по раскрашиванию рисунков – штриховку.
Штриховка, как один из самых легких видов деятельности, вводится для развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепление двигательного аппарата пишущей руки.
Раскрашивание рисунков предполагает четыре вида штриховки:
1. Раскрашивание короткими частыми штрихами;
2. Раскрашивание мелкими штрихами с возвратом;
3. Центрическую штриховку (круговая штриховка от центра рисунка);
4. Штриховка длинными параллельными отрезками.
Штриховка не затрудняет ребенка, хотя его рука проделывает те же движения, что и при письме. При этом ребенок сосредотачивается на основной задаче – на выполнении гигиенических правил письма.
Коротко эти правила можно сформулировать так:
· Посадка при письме: дети должны сидеть, прямо, не касаясь грудью стола, голова немного наклонена влево.
· Положение рук при письме: руки должны лежать на столе так, чтобы локоть правой руки немного выступал за край стола, и правая рука свободно двигалась по строке, а левая рука должна придерживать рабочий лист.
· Положение кисти пишущей руки: кисть правой руки большей частью ладони должна быть обращена к поверхности стола, точками опоры служит ногтевая фаланга несколько согнутого мизинца и нижняя часть ладони.
· Положение ручки: ручка кладется на средний палец правой руки, фаланга большого пальца придерживает ручку, указательный палец легко кладется сверху.
· Положение тетради: тетрадь лежит на столе с наклоном влево так, чтобы середина тетради была направлена к середине груди.
К детям, которые пишут левой рукой правило необходимо соотносить с левой рукой, как ведущей.
Выполнение всех этих правил, а также учет индивидуальных возможностей детей, помогает обеспечить формирование необходимых каллиграфических умений.